Сведения об образовательной организации

ИНТЕГРАЦИЯ СМИ В ГЛОБАЛЬНУ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ КАК УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

ИНТЕГРАЦИЯ СМИ В ГЛОБАЛЬНУ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ КАК  УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

О.В.Муравьева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

В современных условиях для любого средства массовой информации в буквальном смысле жизненной необходимостью стало наличие интернет сайта. Свое представительство в глобальной сети на данный момент имеют практическая каждая газета, радиостанция или телеканал. Если еще 15 лет назад вновь образованное СМИ начинало спокойно работать в заранее выбранной форме, то всего через несколько лет ситуация изменилась. Как вновь образованные газеты, радио и телеканалы (доля которых на информационном рынке крайне мала), так и уже существующие вполне осознанно содержат отделы, которые занимаются контентом для интернет-сайта.

Почему у традиционных СМИ возникла необходимость в собственном сайте? Если в 2004 году интернет-пользователями являлись менее 15% населения России, то уже в конце 2013 этот показатель увеличился почти до 70%. В абсолютных цифрах по данным ФОМ, на осень 2013 года в России насчитывается 66,5 миллиона человек старше 18 лет, которые хотя бы раз в месяц выходят в интернет. Это более 57% всего совершеннолетнего населения страны. Четыре пятых из них, более 53 миллионов человек, пользуются интернетом ежедневно [2].

На последних информационных саммитах было признано, что Интернет в новом десятилетии стал не просто каналом получения информации или общения, а средой обитания и жизнедеятельности общества, человека и государства. Интернет ввел в обиход новые реальности. Поэтому для привлечения интернет-аудитории мало иметь в глобальной сети просто отражение, телеканала, радио или газеты. Это должно быть интернет-СМИ, работающее по правилам интернета. С одной стороны, новые технологии определяют возможности получения информации и контента СМИ, а с другой – сами СМИ сегодня играют большую роль в поддержке инноваций и задают направление для развития новых платформ, приложений и форматов. К примеру, лавинообразное распространение гаджетов с мобильным интернетом привело к тому, что практически каждое СМИ делает в сети версию специально для мобильных устройств. Но, тем не менее, весь этот процесс не “убивает” профессиональную, качественную журналистику, а лишь меняет ее роль и место в сложной вертикали информирования людей о происходящих событиях.

Причем с появлением интернета долгое время оставалось нормальным такое распределение аудитории: чем дальше от крупных городов – тембольше люди смотрят ТВ и читают газеты. Такое положение объяснялось медленным проникновением интернета в глубинку и высокой стоимостью тарифов. В мегаполисах наоборот, резко стала прирастать доля продвинутых пользователей, которые начали покидать голубые экраны. Таким образом, аудитория стала утекать в интернет, сначала в больших городах, а с развитием интернет сетей и в районах. Еще пять лет назад во всех российских селах проживало меньше пользователей интернета, чем в одной Москве. Сегодня численность сельской аудитории интернета уже на четверть больше, чем в обеих российских столицах вместе взятых. Если в ближайшие годы проникновение интернета в сельской местности достигнет сегодняшнего уровня городов с населением менее 100 тысяч человек, то там появится еще около 3,5 миллиона новых пользователей [3].

Таким образом, маленькие города постепенно догоняют большие по уровню проникновения интернета, стираются различия между регионами по доступности подключения к сети. Как следствие - среди интернет-аудитории становится все больше людей старшего возраста. Не секрет, что именно люди старшего возраста смотрят телевизор и читают газеты, одним словом интересуются новостями.

Это еще одна причина, по которой все телеканалы и газеты – от федеральных до небольших, районного охвата – кто-то раньше, кто-то позже, но практически все завели свои сайты.

По даннымисследовательской группы TNS, россиянин в среднем проводит в сети 121 минуту в день. Из них на новости и другие программы он тратит всего 2% от своего времени, проведенного в интернете в месяц. Однако все СМИ готовы бороться за эти усредненные 2% внимания пользователя. И если посмотреть на показатели федеральных телеканалов, овчинка стоит выделки [3], [1].

Лидер по привлечению пользователей сети - концерн ВГТРК (Россия1, Россия 2, Россия 24, РоссияКультура). Почти ровно половина их аудитории приходится на интернет – 51,1%. Каналы медиа-холдинга Газпром (НТВ и ТНТ) в интернете смотрят 47,7% их аудитории. Первый канал – 44,6% и т.д. [1].

Сейчас информационное пространство в России, параллельно с общемировыми тенденциями достигло определенного «статуса кво». Резкого перемещения аудитории в интернет больше не предвидится. Темпы роста этого показателя в России в последние три года продолжают замедляться. С осени 2012 по осень 2013 года прирост численности пользователей составил менее 9%— это самый низкий показатель за последние десять лет. Однако в абсолютных цифрах прирост выглядит впечатляюще — более 5 миллионов человек. Это приблизительно – население Санкт?Петербурга. А вот суточная аудитория наоборот резко выросла. В 2013 году доля пользователей, которые выходят в сеть каждый день, превысила 80%. Отсюда делаем вывод, что многие пользователи, которые раньше выходили в интернет только время от времени, теперь делают это каждый день [1].

Новые тенденции заключаются в необходимости работы с аудиторией там, где она уже находится, например в социальных сетях. Именно лавинообразное развитие социальных сетей в течение последних 3–5 лет в мире и 1,5 года в России сделало перемены, происходящие в медиа, необратимыми [4].

В связи с этим, давая возможность высказать аудитории свое мнение, СМИ становятся социально ответственными в широком смысле этого слова. Теперь монолог журналиста превращается в разговор, а его собеседниками становятся блогеры, пользователи социальных сетей, гражданские журналисты. Это открывает совершенно иную грань в выборе контента.

Список использованной литературы:

1. Данные сервисов Яндекс.Метрика, Яндекс.Новости, Яндекс.Справочник и Яндекс.Каталог за январь?февраль 2014 года.

2. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ). Октябрь, 2014.

3. Данные исследовательской группы TNS. Декабрь 2014г.

4. Статистика о зарегистрированных доменах Технического Центра Интернет (ТЦИ).