Сведения об образовательной организации

ГОРОДСКОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ КАК РЕСУРС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АУДИТОРИИ И СМИ

ГОРОДСКОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ КАК РЕСУРС  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АУДИТОРИИ И СМИ

Е.А.Меркушина
Тамбовский  государственный университет  имени Г. Р. Державина
merckushina.len@yandex.ru

Конвергенция различных средств массовой информации ставит перед журналистикой новую проблему: понять, каким наиболее эффективным образом может быть использовано то или иное средство массовой информации – и объединяющим все виды СМИ становиться Интернет.  Но, смотрите, в это время, возникает опасность потери некоторыми из СМИ  своей аудитории. Подобная проблема существует и у региональных средств массовой информации. Местная аудитория для Интернет-СМИ представляет собой пока еще не везде реализованную возможность.

Должна ли глобальная сеть всегда быть глобальным источником информации? Не обернется ли погоня за расширением аудитории потерей целевой, местной?  На данный момент в России практически не существует однородной аудитории. Ввиду национальных, географических, религиозных и других различий важнейшие общие ценности имеют для локальной аудитории меньшее значение, чем базовые ценности, привязанные ко всей нации. Следовательно, информационные порталы, вещающие на определенный регион не обязательно должны быть источником  общенациональной информации – для этого существует множество других каналов передачи, которые требуют меньше времени, и ресурсов.

Сейчас, несмотря на засилье интернет-источников, не для всего аудиторного сегмента это имеет значение. Есть достаточно большая аудитория небольших населенных пунктов, которая привыкла получать информацию из традиционных источников. К тому же надо отметить, что крупные сетевые средства массовой информации существуют в условиях жесткой конкуренции  среди аудитории, борьбы за каждого уникального посетителя информационного портала.  Очень просто затеряться на просторах интернета, который ежеминутно поставляет ту же информации, что и другие типы СМИ, в том числе и традиционные.  И хотя территориальная привязанность к источнику информации в Интернете не является явной,  существует необходимость  существования авторитетных   местных информационных сайтов.  Однако, на местном уровне часто Интернет-медиа трудно конкурировать с традиционными СМИ. Газеты и журналы остаются не только значимыми источниками информации, но и притягательными субъектами для рекламодателей. И без серьезных социологических исследований ясно, что местную информацию, рассказы о знакомых людях, рекламу повседневных товаров и услуг чаще всего можно узнать лишь из «районки» или городской ежедневки. Важен и момент личного или просто визуального знакомства с журналистами, или варианта, при котором можно в любой момент прийти в редакцию.  Анонимность Интернета хороша не всегда и не для всех.

Как можно реализовать информационные потребности горожан отдельно взятой территории рассмотрим на примере городского информационного портала Иркутска – «Бабр. ru».

Начинаем с того, что заходим на сайт – и в верхнем правом углу заметно выделено – «если бы выборы были завтра – кто бы стал мэром Иркутска?». Переходим по ссылке – там рейтинг депутатов, бизнесменов. Здесь можно самому проголосовать, выразить  общественное мнение, которое, естественно,  может меняться в течении года и  в зависимости от ситуации. Зато сразу видно – кто популярен, а кто нет, чьи действия имеют отклик у горожан.  Для справки: с начала 2015 года проголосовали 2521 человек, а население Иркутска 612 973.  По результатам  2014 года на тот же вопрос ответили 13602 человек. На первый взгляд это немного: примерно 1 проголосовавший на 4,5 человека. Однако если брать взрослое население, то не так уж и плохо – в среднем, это может быть представитель большинства семей. А в большинстве семей, как правило,  любят или не любят одних и тех общественных  деятелей.  То есть в информационных целях этот опрос можно считать достаточно объективным. Так,  не только общество может узнать своих «героев», но и сами публичные люди, депутаты, чиновники могут посмотреть свой рейтинг и сделать соответствующий вывод.

Самая важная часть любого информационного портала – новостная. Портал «Бабр.ru» сообщает читателям обо всех новостях в городе и области. Всегда есть одна главная новость общероссийского значения, а далее – новости, в основном, местного характера. Выкладывание новостей отличается оперативностью – в Москве еще 4 марта, 21:30, а на сайте – новости за 5 марта.

Свежие новости – это новости обо всем: политика, экономика, общество, развлечения, причем новости иркутские, российские, зарубежные вместе. Это не политика сайта, это вынужденная необходимость – например, 22 января лента новостей состояла в основном только из местных новостей: лыжные гонки, выборы, аварии. Региональное сетевое издание имеет те же проблемы с поиском контента, что СМИ традиционные, и как телевидение должно заполнять эфир, а газета – полосы, интернет-портал не может ограничиться тремя новостями в ленте.

Посетители сайта могут узнать, кто является «новым», кто «старым», а кто «популярным» лицом города. Это не только лучший предприниматель или депутат. Это художник, журналист, фотограф, модель, туроператор. Человек, которого действительно знают в городе. Условие, чтобы стать «персоной» простое: «Как сюда попасть? Очень просто. Напишите нам на e-mail о том, кто вы и что сделали хорошего для Прибайкалья. А также отправьте 3-4 хороших фото. К каждому фото должно быть описание: где и когда сделан снимок, кто на нем изображен, имя фотографа».

Но все это мало чем отличается от других сетевых, да и традиционных СМИ, тоже. Почему «Бабр.ru» может служить примером новостного портала, имеющего постоянную местную аудиторию. В 2012-2013 году в рамках общерегионального движения «Бабр. ru» проводит на сайте сбор подписей против создания центра по переработке урана прямо в 120 километрах от Байкала. Всего подписались: 3390, прокомментировали 1807, из разных городов России, и не только. В голосовании на сайте приняли участие представители Беларуси, Германии, Израиля, Казахстана, Латвии, Литвы, США, Украины.

Перед журналистом, работающим в региональном Интернет-СМИ,  стоят нелегкие задачи. От его собственной заинтересованности зачастую зависит информационное наполнение проекта. Только за счет федеральных новостей ни одно местное СМИ существовать не может, и Интернет в том числе. Чтобы аудитория зависела от сетевого СМИ, оно должно предоставлять ей такие возможности, которые в силу своих особенностей не способны дать традиционные СМИ.