Сведения об образовательной организации

СМИ КАК «ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ»

СМИ КАК «ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ»

В.А.Шуняев
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина

В современном мире в эпоху глобальных конфликтов мы, к сожалению, вынуждены признать, что средствам массовой информации в абсолютном своём большинстве отводится роль оружия. Разница только в том, летальное оно или оборонительное.

Нельзя сказать, что это «ноу-хау» принадлежит двадцать первому веку. Уникальную возможность СМИ доносить информацию одновременно до большого количества людей различного рода государственные деятели и крупные корпорации использовали для достижения своих целей чуть ли не с момента возникновения средств массовой информации. И хотя эффективность такого использования в истории военных конфликтов была доказана многократно - это никогда не носило системный стратегический характер. Скорее, это было проявление гения того или иного исторического деятеля (например, Суворов, Наполеон и т.д.). Некая военная хитрость, играющая вспомогательную роль. [Машин]

Сегодня всё изменилось кардинально. «СМИ-атаки» - стали самостоятельной фазой военных операций. Практически во всех государствах, так или иначе претендующих на активную внешнеполитическую роль, в силовых ведомствах сформированы целые подразделения, главная задача которых – информационные атаки по вероятному врагу.

Но почему СМИ всё меньше и меньше являются общественным просветителем, и всё больше и больше выполняют роль оружия? Причин тому, на наш взгляд, несколько.

Во-первых, это галопирующее развитие технологий передачи информации. Человек в буквальном смысле находится в эпицентре информационного бума. С классическими СМИ (газета, радио, телевидение) очень эффективно конкурируют так называемые «новые медиа» (Интернет-ресурсы, социальные сети и т.д.).

Это требует от классических СМИ умения перенимать методы «новых медиа». Современное средство массовой информации уже не выживет, если будет придерживаться только одной формы носителя. Это в равной степени относится и к федеральным, и к региональным, и к муниципальным медиа-ресурсам.

Значительно упростившийся доступ к технологиям распространения информации на порядки увеличил количество СМИ, породив ещё более жестокую конкуренцию на рекламном рынке. Финансовых средств на всех просто не хватает, а потому огромное количество игроков на информационном поле, прямо скажем, готово выполнить любую работу за соответствующее вознаграждение.

Кроме того, практически каждый человек посредством социальных сетей фактически является непрофессиональным ретранслятором информации. Следовательно, им можно манипулировать.

Во-вторых, развитие военных технологий… На первый взгляд кажется, прямой связи с «военной» ролью СМИ нет. Попробуем доказать обратное. Современное летальное оружие способно преподносить существенный урок противнику и зачастую управляется дистанционно. Поэтому преимущество в живой силе давно уже не является главным фактором победы, как это было до 30-х годов двадцатого века. Современная война – это война технологий. Ни одно государство сегодня не готово к внезапному информационному открытому военному конфликту. Крупные человеческие потери на первом этапе войны чреваты серьёзными политическими последствиями внутри нападающей страны. Гораздо проще, дешевле и эффективнее использовать для нападения СМИ. Создать соответствующий информационный фон, который взорвёт ситуацию изнутри государства потенциального противника. Классический пример - «арабская война», которую США устроили, используя Интернет и социальные сети, странам Магриба.

Исходя из этих причин, логично вытекают и задачи, которые решаются использованием СМИ как оружия. Они делятся на внешние и внутренние.

К внешним задачам, как правило, относятся дестабилизация внутриполитического положения страны вероятного противника. Внутренние задачи касаются обоснования возможного применения военной силы для подавления вероятного противника и принятия обществом физических потерь, которые неизбежно возникнут в ходе «справедливого возмездия». Классическим примером такой операции была подготовка американского общества к наземному вторжению войск США в Ирак с целью свержения Саддама Хусейна и приведения к власти ставленников Соединённых Штатов.

Сделано это было под видом превентивного удара по якобы агрессору, который разрабатывает ядерное оружие, чтобы применить его против США.

Механика воплощения подобных операций очень точно представлена в известном голливудском фильме «Плутовство» (более точный перевод его названия – «Хвост виляет собакой»: согласитесь, говорит о многом). [Плутовство, 1997]

Рассмотрим более детально, какие сложности могут возникнуть и что необходимо учитывать при проведении широкомасштабных информационных атак. При этом вернёмся к внешним и внутренним задачам.

Если атака проводится в информационном поле вероятного противника, достижение цели дестабилизации требует существенной подготовки. В первую очередь необходимо выявить болевые общественные точки. Это могут быть экономические, социальные, межэтнические, экологические и другие проблемы, потенциально волнующие большинство жителей этой страны. Сбор такой информации, например, прекрасно осуществляют в ходе своей деятельности некоммерческие организации, существующие за счёт иностранных финансовых грантов. Далее идёт разжигание самых уязвимых проблем. Но использовать классические СМИ для этих целей весьма сложно. [Севидова А.] Телевидение, радио, газеты, в определённой степени, через законодательную систему подконтрольны государству. Следовательно, при любом грубом нарушении закона их деятельность могут приостановить, что, с точки зрения информ-атаки, неэффективно. Классические СМИ - это, скорее, второй эшелон атаки, когда ситуация в известной степени расшатана и контроль за ними ослабевает. Изначально массовые информ-провокации идут через мобильные интерактивные ресурсы. Их гораздо тяжелее контролировать государственным органам, а самое главное - они кратчайший путь к целевой аудитории, молодёжи. А ведь именно молодёжь менее критично настроена к провокационной информации и более легка на подъём в случае необходимых активных акций и действий. Примером может служить сценарий событий, произошедших на Украине зимой 2013-2014 года. Тогда всё началось с манифестации студентов...

Создание образа «беспощадного и кровожадного» внешнего врага с целью поддержки обществом военных решений проблемы, то есть внутренняя задача по используемому ресурсу гораздо проще, с одной стороны, но с другой - требует более тонкой работы. Залогом эффективности её результата является решение двух основополагающих проблем.[Храмчихин А.]

Первая: основная часть журналистов, которые работают в наиболее рейтинговых СМИ, должна не только проникнуться важностью выполняемых задач, но и полностью верить в ту информацию, которую распространяет. В противном случае, сами же журналисты, например, в социальных сетях, станут главными разоблачителями информ-фальшивок.

Вторая проблема - создание единого однородного информационного поля по теме. Вариативность не допускается ни в каком проявлении. Вспомним тот факт, когда Украина на законодательном уровне запретила вещание практически всех российских телеканалов, поскольку они представляют альтернативную точку зрения по ситуации на юго-востоке этой страны. Ту же политику пытаются провести и официальные лидеры ЕЭС и США, которые вдруг озаботились созданием информ-ресурсов, «препятствующих распространению российской пропаганды».

Если эти две проблемы в основном решаются, то начинается планомерная работа с населением. Инструментарий здесь огромный. От якобы случайно размещенной фотографии лидера РФ в новостном сюжете про террористов ИГИЛ в эфире популярного американского канала до откровенных подтасовок фактов и навешивания ярлыков: «агрессор», «сепаратисты», «недочеловеки» и т.д.

Осознавая всё это, современный человек должен критически относиться к любой информации, распространяемой в СМИ, пользоваться разными источниками её получения и самостоятельно делать выводы, а не впитывать, не думая, подготовленные для него различными иностранными спецслужбами информационные клише. А также помнить, что чем успешнее СМИ используется как оружие массового поражения, тем больше его, в прямом смысле этого слова, разрушительная сила.

Литература

1. Машин. Американские СМИ – оружие массового поражения. Режим доступа: http//www.proza.ru/2014/05/21/1842 свободный (дата обращения: 16.02.2015)

2.Материалы Всероссийского совещания «Региональные СМИ на пути к эффективности». 12-13 ноября 2014 г. - Екатеринбург.

3. Плутовство (англ. WagtheDog). Худ.фильмреж. Б.Левинсон, 1997г.

4. Севидова А. Свободная пресса как оружие массового поражения. Режим доступа: http//www.unification.com.au/articles/read/2159 – свободный (дата обращения 23.03.2015).

5.Храмчихин А. Информация как оружие. Независимое военное обозрение. Электронная газета 13.02.2015. – Режим доступа: nttp/nvo.ng.ru/ - свободный (дата обращения: 16.02.2015).