Сведения об образовательной организации

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВ ФОТОПУБЛИКАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ РОССИИ: ОТ ФОТОРЕПОРТАЖА К ФОТОИСТОРИИ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВ ФОТОПУБЛИКАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ РОССИИ: ОТ ФОТОРЕПОРТАЖА К ФОТОИСТОРИИ

Д.О. Иванов
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
me4tatell2010@yandex.ru

Традиционная система фотоиллюстрирования в СМИ, в который считалось, что фотографиям в журналах характерна аналитичность, а газетным фотографиям присуща лишь оперативность, кардинальным образом изменилась. Развивающиеся интернет-технологии, распространённость цифровой фотографии, экономическая доступность онлайн-публикаций и появление массы электронных устройств, которые позволяют посматривать журналистские материалы практически в любом удобном месте и в любое время - все эти новые явления нивелировали разрыв между федеральными и региональными СМИ в области фотоиллюстрирования.

Вместе с этой тенденцией заметно увеличивается количество интернет-изданий. По данным пресс-службы Яндекс на октябрь 2014 года, количество интернет-изданий с 2011 года выросло с 3 тысяч до 4,6 тысяч. Ежедневно они публикуют в сети около 47 тысяч информационных сообщений. При этом рост количества электронных СМИ произошел за счет специализированных и региональных изданий, а число крупных новостных порталов практически не изменилось» [1]. И эта информация затрагивает только те интернет-СМИ, которые являются зарегистрированными.

Конечно, стоит иметь ввиду, что вся эта масса сайтов сильно различается по уровню «качественности», но все они в той или иной мере используют фотоиллюстративный материал. Специфика интернет-журналистики такова, что новостной материал с картинкой вероятнее всего будет увиден и прочитан пользователем. Наиболее частая форма публикаций фотографий после одиночных фотографий — «синглов» — фоторепортаж с мероприятий, событий, концертов, который иногда именуется фотоотчетами, фотоподборками.  

Причины популярности жанра фоторепортажа можно отследить еще на этапе становления фотографии и фотожурналистики. Сьюзан Сонтаг в своей книге «О фотографии» упоминает о том, насколько важным для людей становится фотография и восприятие мира с ее помощью. Банальное человеческое любопытство вкупе с функцией памяти (что снято/увидено, то присвоено человеком) обеспечивает постоянно увеличивающуюся популярность фотографии: «Желание подтвердить реальность и расширить опыт с помощью фотографии — это эстетическое потреби­тельство, которым сегодня заражены все. Индустри­альные общества подсаживают своих граждан на кар­тинки» [2].

Популярность фотоподоборок в СМИ обусловлена самой природой фотографии и психологией человеческого восприятия окружающего мира. Новостные сайты появляются на российском рынке СМИ как только становится понятной экономическая перспектива и уровень развития технологий и интернета делает всемирную сеть достаточно массовой. Первый сайт оффлайнового издания в Рунете датируется апрелем 1995 года («Учительская газета» [3]). Одно старейших региональных онлайн-СМИ — сайт Фонтанка.ру существует уже 15 лет. Возраст многих региональных СМИ варьируется от 1-2 до 5-7 лет. О чем это может сказать? Если представить среднестатистический новостной сайт, то чаще всего это будет новостная лента, пополняемая по мере происходящих событий. В большинстве случаев публикации —   это реакция на происходящие городские или областные события. В любой редакции, где существует долгосрочное планирование, есть календарь, в котором отмечены события, которые повторяются от года к году: Рождество, Крещение, День защитника Отечества и Международный женский день, Пасха, День Победы, День России, День молодежи, День знаний и т.д. Получается некий стандартный минимум тем для освящения. Многие из этих праздников сопровождаются массовыми мероприятиями и, следовательно, интересны в плане фоторепортажа. Однако возникает проблема: программы праздников от года к году трансформируются, но все равно довольно стандартизированы. После нескольких повторений «стандартного круга» праздников отчетлива видна тенденция — однотипность фотоподоборок. Одинаковые места, одинаковый порядок действий, одинаковые действующие лица. Это приводит к оттоку аудитории по причине «мы уже такое смотрели». Редакция регионального онлайн-СМИ вынуждена следовать путем, который уже хорошо «протоптан» газетам и журналами — заниматься освещением тем, которые находятся на периферии основных информационных потоков, являются неочевидными и малоосвещаемыми. Многие достаточно важные темы на региональном уровне не освещаются вовсе. Это отмечается авторами федерального уровня. Так, например, фотограф Сергей Максимишин (лауреат конкурса World Press Photo) говорит, что в регионах фотожурналисты не занимаются разработкой тем, хотя кому как не им знать, что происходит на местном уровне.

Показательным примером того, насколько в фотожурналистике важна инициатива, которая строится по схеме «снизу вверху» от региональных тем к федеральному и международному уровню, может послужить фотоистория Евгении Арбугаевой — фотографа родом из Тикси. Ее серия фотографий под названием «Зима и воля» посвящена жизни метеоролога Вячеслава Короткого, который тринадцать лет работает в Ходовариха на полуострове Русский Заворот. Фотоистория была опубликована сайтом журнала «Эсквайр» и якутским порталом Ykt.ru в январе текущего года.

Серия состоит из 14 фотографий и авторских комментариев. Темы русского севера, людей, которые проживают за полярным кругом, и профессий, которые требуют большой степени самоотверженности, активно реализуются в современной российской фотожурналистике. Здесь очень важно выдержать идею своего фоторассказа в рамках гуманистического направления, а не преподнести тему как нечто диковинное с пометкой «для жителей ЦФО». В рассматриваемой фотоистории автору удается рассказать о жизни своего героя в требуемом ключе. На снимках пейзажные виды места действия, которые задают конфликт — противостояние и сосуществование человека и практически первозданной природы севера. Кроме того, встречаются портреты героя и натюрморты его рабочей/домашней обстановки, которые раскрывают для зрителя личность метеоролога. Стоит отметить, что помимо смысловой полноты, фотографии выдержаны в едином эстетическом ключе. Евгения Арбугаева качественно работает с цветом и светом своих снимков, что добавляет цельности серии. Снимки сопровождают авторские подписи такого рода: «Работа на метеостанции выглядит так: каждые три часа Слава ходит на метеоплощадку и собирает данные — температуру почвы и воздуха, скорость ветра, количество осадков, атмосферное давление, а также определяет форму облаков. Все это он записывает в пожелтевший журнал и передает по старому радиоаппарату человеку с позывным Бадан-21, которого он никогда не видел. Позывной самого Славы — Бадан-15» [5]. Они, несомненно, добавляют завершенности этой фотоистории, однако восприятие возможно и без них. Подтверждением того, что фотоистории гораздо привлекательнее для зрителя нежели репортажи на классические темы, служит счетчик просмотров, который на момент обращения к сайту показывал 9388 просмотров данной публикации.

Аналогичным примером проработки тем как вглубь, так и вширь могут послужить два фотопроекта. Первый был снят Артемом Ждановым и называется «Памяти 13 борцов». Это репортаж о детях, учащихся в коррекционных классах поселка Памяти 13 борцов, что находится вблизи стеклозавода в 45 км от Красноярска. Он был опубликован в журнале «Русский репортёр». Дети избрали местом для игр заброшенный стеклозавод, где до сих пор хранится опасная для здоровья кальцинированная сода. Серия состоит из 18 черно-белых снимков. Все они визуально выдержаны в едином ключе. Первая часть фотоистории показывает нехитрый досуг детей в маленьком поселке, вторая часть посвящена опасному времяпрепровождению детей на заброшенном производстве. На первый взгляд может показаться, что информационный повод здесь ничтожно мал. Однако в сочетании с текстом и необходимыми комментариями такая фотосерия может затронуть целый пласт проблем детства и трудных подростков. Автор обладает не только фотографическим мастерством, но и навыками коммуникации в закрытых социальных группах. Дети на снимках курят, разбрасывают обломки кальцинированной соды и играют на территории завода так, что сам фотограф будто и не существует для них.

Другой схожий проект был реализован псковским фотографом Дмитрием Марковым. Он называется «Переходный возраст». Проект был снят в деревне «Федково» - первой в России деревни для реабилитации умственно отсталых детей.  Фотограф и волонтер снимал фотоисторию о своих подопечных. Серия выстроена из 24 снимков. В основном это портретные и жанровые зарисовки, которые показывают быт детей в этой деревне. Как и в прошлом примере, мы видим высокую степень погружения в тему, но при этом фотографический уровень от снимка к снимку стабильно высокий. Автор мастерски работает с цветом в фотографиях, сюжеты непостановочны и разнообразны.

Тема сиротства часть всплывает в информационном поле региональных и федеральных СМИ. Но ее освещение, построенное на сухих фактах, не достигает эмоционального уровня восприятия у зрителей/читателей. В двух примерах, которые рассмотрены выше, авторы попытались уйти от традиционных точек зрения и способов освещения этой тематики.

Из рассмотренных примеров становятся отчетливо видны преимущества, которые дает качественный переход от традиционных фоторепортажей к созданию фотоисторий или фотоэссе. Процент таких авторских проектов на региональном уровне пока остается на невысоком уровне, однако все больше молодых авторов обращают свое внимание на «качественное» аналитическое рассмотрение тем фоторабот и отходят от простого фоторепортажа «с места события». Несмотря на большую трудоемкость подготовки таких проектов, они получают гораздо большее внимание со стороны аудитории, а следовательно, растут и просмотры. Нужно отказываться от мифа о том, что полноценный и качественный фотопроект на региональном уровне невозможен. Устойчивое мнение «в провинции интересных тем нет» не подкрепляется. И более того, именно в провинции местные авторы должны находить темы о которых фотожурналистика пока молчит.

 Список использованных источников

  1. Российская газета - Число интернет-СМИ в России за три года выросло в полтора раза [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2014/10/22/novosti-site-anons.html (дата обращения: 15.03.2015)
  1. ЛитМир - Электронная Библиотека [Электронный ресурс]. - URL: http://www.litmir.info/br/?b=156137&p=6 (дата обращения: 04.04.2015)
  1. Словари и энциклопедии на Академике – Рунет [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/87393/РУНЕТ (дата обращения: 04.04.2015)
  1. Эсквайр – «Зима и воля» [Электронный ресурс]. - URL: http://esquire.ru/photo/weather-man#14 (дата обращения: 07.04.2015)
  1. News.Ykt.ru: служба новостей - Зима и воля Евгении Арбугаевой [Электронный ресурс]. - URL: http://news.ykt.ru/article/28093 (дата обращения: 07.04.2015)
  1. РР/Фото дня - Памяти 13 борцов [Электронный ресурс]. - URL: http://rusrep.ru/article/2012/10/29/steklozavod/ (дата обращения: 10.04.2015)
  1. Фотопроекты о России – «Переходный возраст» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/documentary_russia?w=wall-60130881_21(дата обращения: 11.04.2015)