Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ АУДИТОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

ОСОБЕННОСТИ АУДИТОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Балабанова Ю. Р.
Научный руководитель – д.ф.н. профессор Иванов А.И.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
juliana.balabanova@yandex.ru

Формулу того или иного канала массовой информации, в том числе и интернет–СМИ, дополняют такие важные параметры, как особенности аудитории. Фактор определения социального адреса издания, его аудиторных характеристик является отправным при формировании концепции и информационной политики любого средства массовой информации. Cоставленный социологами социально–демографический портрет пользователя Интернета может быть признан релевантным для всего поля интернет–СМИ, однако для каждого издания, имеющего свой аудиторный профиль, будут актуальны собственный состав и его особенности [1].

В данном исследовании мы постараемся дать характеристику демографического состава аудитории региональных информационных агентств (далее – ИА), функционирующих в сети Интернет.

Большинство (71%) пользователей Рунета регулярно читают новости в сети, а 30% отметили, что делают это несколько раз в день. Такие данные были получены в результате широкомасштабного исследования русскоговорящих пользователей Интернета «Онлайн Монитор» в 2011 году, в котором приняли участие более 35 тысяч россиян в возрасте от 12 до 50 лет. Новостями своего региона, по результатам опроса, интересуются 40% респондентов. При этом в качестве наиболее популярной новостной рубрики 49% пользователей отметили  «Происшествия», 28% – «Культуру», 25% – «Спорт». Что касается социально–демографических характеристик, то большинство пользователей, принявших участие в опросе, это мужчины (51%) от 20 до 39 лет, имеющие высшее образование и полную (от 30 часов в неделю) рабочую занятость.

Исследование количества просмотров новостей в рубриках, а также личный опыт автора данной работы в качестве сотрудника регионального информационного интернет–агентства позволяет подтвердить, что именно происшествия (криминал, сводки полиции, МЧС и ГИБДД, а также результаты спортивных матчей, анонсы концертов и мероприятий) являются наиболее популярными среди посетителей сайтов региональных ИА. По нашему мнению, это связано с тем, что эти темы являются наиболее полезными и актуальными для жителей конкретного региона, и именно информационные агентства показывают наибольшую оперативность в их освещении.

Рассмотрим половозрастные особенности аудитории региональных информационных агентств в сети Интернет на примере нескольких ИА Центрального федерального округа: «Воронеж–медиа» (http://www.voronezh–media.ru), «Тверское информационное агентство (ТИА)» (http://www.tvernews.ru), «Тульские новости» (http://www.newstula.ru).

Отметим, что, несмотря на относительно быстрое развитие коммуникаций в целом и Интернета в частности, в России по-прежнему сохраняется значительный разрыв по уровню проникновения Интернета в различных регионах. Об этом свидетельствует рейтинг, подготовленный экспертами «РИА Новости» на основании данных Росстата. Так, согласно данным, опубликованным в 2013 году, доля пользующихся Интернетом от общего числа населения в Воронежской области составила 33.7% (785.7 тыс. чел.), в Тверской – 41.9% (562,4 тыс. чел.), в Тульской – 33.6% (519 тыс. чел.).

В качестве показателя размера аудитории вышеназванных ИА, мы используем данные сервиса статистики интернет-ресурсов LiveInternet.ru о количестве уникальных пользователей в месяц за период с августа 2013 по август 2014 гг. Таким образом, в среднем, за указанный период размер аудитории ИА «Воронеж–медиа» составляет 13.8 тыс. чел; ИА «ТИА» – 196.5 тыс. чел.; ИА «Тульские новости» – 130 тыс. чел.

Обратимся к данным о распределении аудитории выбранных сайтов по полу и возрасту за последние три месяца 2014 года. Для этого воспользуемся данными таблиц 1, 2 и 3.

Таблица 1

Оценка демографической структуры аудитории сайта ИА «Воронеж–медиа»

(июнь–август 2014г.)

 

Возраст

 

Количество посещений

Мужчины

Женщины

июнь

июль

август

В среднем за 3 месяца

июнь

июль

август

В среднем за 3 месяца

младше 18

3.4%

3.1%

4.1%

3.5%

4.5%

1.8%

1.7%

2,7%

18–24

10.4%

10.6%

13.2%

11.4%

10.5%

11.5%

12.2%

11.4%

25–34

14.8%

12.4%

12.5%

13.2%

10.0%

11.9%

12.3%

4.1%

35–44

20.3%

18.2%

16.6%

18.4%

9.9%

10.0%

10.6%

10.2%

старше 45

11.6%

14.4%

10.3%

12.1%

8.7%

6.1%

6.5%

7.1%


Таблица 2

Оценка демографической структуры аудитории сайта ИА «Тверское информационное агентство» (июнь–август 2014г.)

Возраст

 

Количество посещений

Мужчины

Женщины

июнь

июль

август

В среднем за 3 месяца

июнь

июль

август

В среднем за 3 месяца

младше 18

5.4%

3.3%

3.0%

3.9%

2.4%

1.5%

1.4%

1.8%

18–24

9.0%

9.5%

11.2%

9.9%

8.0%

7.7%

8.3%

8%

25–34

16.5%

16.4%

15.0%

15.9%

12.0%

11.3%

11.1%

11.5%

35–44

16.9%

17.9%

17.1%

17.3

9.3%

9.3%

9.7%

9.4%

старше 45

13.5%

15.3%

14.8%

14.5%

7.0%

7.8%

8.3%

7.7%

Таблица 3

Оценка демографической структуры аудитории сайта ИА «Тульские новости»

Возраст

 

Количество посещений

Мужчины

Женщины

июнь

июль

август

В среднем за 3 месяца

июнь

июль

август

В среднем за 3 месяца

младше 18

4.9%

2.6%

1.9%

3.1%

2.5%

1.6%

1.2%

1.8%

18–24

7.4%

7.9%

9.1%

8.1%

6.5%

7.0%

7.4%

7.0%

25–34

15.8%

14.3%

13.6%

14.6%

10.5%

10.3%

10.0%

10.3%

35–44

18.7%

19.7%

20.1%

19.5%

9.4%

9.6%

10.5%

9.8%

старше 45

15.5%

16.8%

16.4%

16.2%

8.7%

10.2%

9.8%

9.6%

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство посетителей сайтов выбранных ИА составляют мужчины в возрасте от 35 до 44 лет. Большинство женской аудитории данных СМИ находится в возрасте от 25 до 34 лет. Стоит отметить также, что процентная составляющая других возрастных групп незначительно уступает большинству, так как региональные информационные интернет–агентства в качестве одного из самых оперативных и универсальных по содержательно–тематической направленности СМИ, пользуются популярностью у различных социально–демографических групп населения.

Литература

1. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. 2005.