Сведения об образовательной организации

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ТОВАР В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ТОВАР В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Борисова М.О.
Научный руководитель – ст.преп. Самотойлова Т.Е.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
t.samotoylova@mail.ru 

Сегодня все чаще журналистская информация выступает не только как продукт духовного производства, но и как товар, поступающий на рынок [1:109]. В свою очередь информационный рынок возникает в том случае, когда у людей рождаются потребности в получении информации, а удовлетворяющая их информация становится ценным товаром. Это подтверждает преподаватель Южного Федерального университета И.В. Мицкевич, которая отмечает, что «информация поступает на рынок и становится товаром. Чтобы успешно продать информацию, надо представлять себе ее характеристики и свойства» [4:62].

Журналист по своей должности и по своей природе - производитель такой информации, которая пользуется своими определенными средствами производства. Он воздействует с их помощью на объект производства - социальную информацию. Продукцией этого производства является журналистская информация: она особым образом обрабатывается в редакциях СМИ, чтобы как можно быстрее поступить к потребителю и произвести на него сильнейшее воздействие. Журналистская информация выходит на рынок в виде товарной единицы - цельного произведения: текста, иллюстрации, номера газеты или журнала, теле- или радиопрограммы, сюжета, информационного бюллетеня. Соответственно необходимо понимать, что товарная единица подразумевает особенность продукта: если журналистская информация делается хорошо и качественно, то это не только материально прибыльно, она вдобавок играет важную роль в обществе. В сети интернет активная часть общества уже при получении информации обрабатывает ее, оценивает с точки зрения объективности и достоверности. Так как представители различных государственных и бизнес-структур осознают данный фактор, они в полной мере это используют, заказывая выгодную информацию журналистам.

На современном этапе такая информация поступает к потребителю как в реальной среде, так и в виртуальной. Задача СМИ выстроить и преподнести аудитории разные виды информации в соответствии с их спецификой. Процесс обмена между производителями журналистской информации и ее потребителями происходит и в сети интернет. В ходе обмена, соответственно, каждый из них удовлетворяет свои потребности. Продавец и покупатель на информационном рынке могут в любой момент поменяться ролями. Особенно такой процесс заметен в интернет-пространстве. Редакция газеты или телеканала, узнав, что пользователь имеет важную и эксклюзивную информацию, попытается ее приобрести. В глобальной сети не так просто выявить такого человека, поэтому чаще происходит так, что он сам находит покупателей для своей информации. И при поиске покупателя пользователь будет искать более выгодную сделку. В сети интернет существует множество сайтов крупных организаций, пиар-менеджерам которых необходима такая информация. Соответственно, журналистский труд рождает в глобальной сети интернет спрос и предложение. Сама сеть является достаточно дешевым и мощным механизмом, который позволяет удовлетворять потребности журналистов в информационных ресурсах различного рода. Он содержит много интересной и полезной для журналиста информации, укрепляет связь и согласованность между работниками, связанными журналистикой.

Журналист имеет возможность воспользоваться платными и бесплатными источниками информации, как и заказчики, которые платно и бесплатно могут заказать у журналиста эту информацию. Но сейчас в интернете существует база данных. Связь проста - базы данных есть продукт серьезного профессионального труда. «Чем выше профессионализм создателей базы, чем большие массивы информации им удалось обработать и подготовить для хранения, чем совершеннее инструменты поиска и обработки информации, которые сопровождают базу, тем выше ценность базы, но тем выше и цена обращения к базе» [3:25]. Поэтому с такими базами работают как журналисты, так и профессиональные поисковики. Основные отличия поиска в платных базах данных от бесплатных источников: гарантии доступа к материалу и совершенство инструментов. Следовательно, журналист или поисковик, определяя, пользоваться ему платными или бесплатными ресурсами, может выбирать по следующим параметрам: охват источников, глубина архивов, уровень «шума», полнота документов, а также доступность материалов и время на доступ. Среди крупнейших российских источников платного контента можно назвать РБК, Интерфакс, РИА «Новости». Однако перед тем как платить за доступ к такого рода источнику, следует выяснить, не поступают ли его материалы в глобальные базы данных, чтобы не платить дважды и получить доступ сразу к максимальному количеству источников. Платным является большинство ресурсов мультимедийной информации, которая также может потребоваться журналистам как онлайновых, так и традиционных изданий в целях получения информации. Следовательно, журналистская информация в сети является взаимовыгодным товаром для обеих сторон.

Согласимся с мнением И.Н. Деминой, кандидатом экономических наук Иркутской государственной экономической академии, которая утверждает, что «на информационном рынке товаром является журналистская информация. В этом случае к журналистской информации необходимо применить положение экономической теории. Как известно, товар представляет собой специфическую форму экономического блага, производственного для обмена, а благо – это средства, вещи, пригодные для удовлетворения потребностей» [2:81]. На современном рынке в сети действуют как государственные, так и коммерческие медиапредприятия, которые преследуют цели максимизации прибыли. А это возможно лишь при условии рассмотрения журналистской информации как товара.

 Литература

  1. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004.
  2. Демина И.Н. Продукт средств массовой информации как товар / И.Н. Демина // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2005.- №1(42).
  3. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. - Юнити-Дана, 2005.
  4. Мицкевич И.В. Техника журналистской работы. Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д, 2005.