Сведения об образовательной организации

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ САЙТЫ РОССИИ И КАЗАХСТАНА: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМАТИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ САЙТЫ РОССИИ И КАЗАХСТАНА: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМАТИКИ

Титунина К.В.
Научный руководитель – к. пед.н., доцент Т.В. Стрыгина
Пензенский государственный университет
Titunina@list.ru 

Сайты для педагогов играют важную роль в профессиональной деятельности. На их страницах активно обсуждаются преобразования в педагогической сфере, взаимоотношения в обществе, даются методические рекомендации. Эта новая группа педагогических изданий становится главным связующим звеном между педагогикой как наукой и обществом, пользующимся её достижениями.

При проведении исследования мы обратились к материалам ведущих педагогических сайтов России и Казахстана: http://pedmix.ru, http://openclass.ru, http://ruslita.ru, http://collegy.ucoz.ru, http://teacher-almaty.clan.su, http://almatylit.ucoz.ru.

Каждый из вышеперечисленных интернет-порталов имеет свою направленность и специфику в подаче материала.

Сайт http://pedmix.ru позиционирует себя как Международный кластер «Инновационные технологии в практике образования». Интернет-портал оснащён всеми необходимыми для педагога функциями, управление им не требует специальных навыков. На сайте представлены такие разделы: чаты, конкурсы, мастер-классы, открытые уроки, консультации, репортажи, экскурсии.

Сайт http://openclass.ru позиционирует себя как сетевое образовательное сообщество. На странице этого интернет-портала выделяются разделы: форум, предметный каталог, регионы, сообщества, люди. Уникальность этого сайта заключается в том, что он связан со средствами массовой информации. Сайт имеет собственное печатное издание. Журнал Пензенского института развития образования «Классный журнал» был задуман как составная часть этого сетевого сообщества. На http://openclass.ru каждый зарегистрированный пользователь может вести блог.

Сайт http://ruslita.ru – интернет-портал для учителей русского языка и литературы. Название сайта – «Русский язык и литература для всех». Основная идея заключается в том, чтобы понятно рассказывать о сложных явлениях языка и литературы, привлекать к выборочному тематическому чтению всех, кому интересно узнавать что-то новое о жизни человека и окружающего мира.

Особый интерес представляет собой сайт http://collegy.ucoz.ru. Это не просто интернет-портал, а сетевой педагогический журнал Казахстана "Коллеги". На этом сайте представлены разработки уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, статьи, каталог интересных и нужных книг для педагогов. Все материалы расположены в разделах: казахский язык и литература, игротека, английский клуб, куда пойти учиться, любознательному учителю и т.д.

Что касается информационно-новостной составляющей, то здесь мы можем прочитать статьи как преподавателей, зарегистрированных на сайте, так и материалы, заимствованные с информационных порталов. Уникальностью этого сайта является ещё и то, что здесь дан архив научно-методического журнала «Творческая педагогика», который издаётся с 1999 г. и адресован учителям и руководителям школ.

Интересен сайт http://teacher-almaty.clan.su – интернет-портал учителей Алматы. Тематический диапазон широк: представлена полезная информация как для педагогов, учителей, так и для родителей. На сайте следующие разделы: образование: модели и методы, воспитание и социализация, коррекционная педагогика, родительское собрание, воспитание и образование в разных странах и др. Информационно-новостная составляющая представлена как на портале http://collegy.ucoz.ru/.

На сайте учителей русского языка и литературы Казахстана http://almatylit.ucoz.ru размещены материалы учителей и учеников, разработки уроков и внеклассных мероприятий, посвящённых русскому языку и литературе. Особое место уделяется знакомству с русскоязычной литературой Казахстана.

Всем учителям, принявшим участие в наполнении сайта, бесплатно выдаются свидетельства Литературного дома "Алма-Ата" о публикации материалов на сайте. Также планируется выпуск сборников лучших материалов учителей. Основные статьи написаны учителями, но в разделе "Новости" представлены материалы, заимствованные с других информационно-новостных порталов.

Проанализировав одни из самых посещаемых педагогических сайтов, мы выявили основные характеристики этих интернет-порталов. По тематической направленности сайты можно разделить на универсальные педагогические сайты для всех школьных предметов (например, сайт http://collegy.ucoz.ru); сайты для всех школьных предметов, но определённой направленности, специализации (например, http://pedmix.ru); сайты для отдельных школьных предметов (например, сайт http://ruslita.ru).

Как правило, на таких сайтах переходящими разделами считаются: методическая копилка, презентации, воспитание.

Многие педагогические интернет-порталы являются неотъемлемой частью СМИ. В связи с этим можно выделить: сайты, не связанные со СМИ (например, http://ruslita.ru); сайты, включающие в свою структуру СМИ (например, http://openclass.ru, http://almatylit.ucoz.ru). Анализируя материалы педагогических сайтов России и Казахстан,  можно отметить, что ключевыми в них являются следующие темы: состояние образования, проблемы воспитания и пути их решения, нововведения в методах и приёмах преподавания основных школьных предметов, профориентация и др.

Перспективность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего изучения проблематики и наполнения педагогических сайтов России и Казахстана, что позволит сделать электронные ресурсы этого типа более востребованными читателями, а это, в свою очередь,  будет способствовать решению насущных проблем современной системы образования.