КОНВЕРГЕНТНАЯ АКТИВНОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ
Пархоменко И.В.
Научный руководитель - д. ф. н., профессор Шестерина А. М.
Воронежский государственный университет
inparhom@mail.ru
«Предсказание» о рождении и динамичном развитии конвергенции было сделано еще в середине прошлого века и не было ошибочным.
Перевод этого латинского слова отсылает нас к синонимам «сближение», «слияние» традиционных средств массовой информации (периодической печати, радиовещания и телевидения). Подобные метаморфозы стали возможными благодаря цифровой платформе, которая выступила единым полем для некогда разнородных каналов передачи данных.
Сегодня под влиянием конвергенции средства массовой информации становятся многоканальными, мультимедийными, интерактивными. Радио в Интернете, энциклопедия Британика на компакт-диске, видеофильм по каналу кабельного ТВ или электронное рекламное сообщение, принятое вашим миниатюрным карманным коммуникатором…[1]. Сетевой прессе доступно то, что не доступно «традиционщикам»: одновременно использовать звук, анимацию, ворошить огромные электронные архивы, строить разносторонний интерактив с аудиторией и т.д.
Конвергентные процессы активно входят в структуру медиа – международных, федеральных, региональных. Однако степень, «дозировка» конвергентных черт, «конвергентность» разнится в зависимости от средства массовой информации. Где-то мы наблюдаем конвергенцию в полной форме, когда в одном пространстве вращаются все традиционные СМИ – печать, радио и телевидение, а к ним добавляются и инновационные типы передачи данных (инфографика). Где-то – мы найдем теле или радиоверсию издания, а не их совокупность. Другой ресурс ограничится лишь электронной копией печатного издания. Определим условно данные типы градации как конвергенция первой степени (представлено максимальное количество типов СМИ), второй степени (представлена теле или радиоверсия) и третьей степени (имеется лишь аналог издания в электронном виде).
Примером первого вида нашей классификации может послужить – в прошлом известная газета с богатейшей историей, а ныне полноценный мультимедийный продукт – «Комсомольская правда». Конвергентное средство массовой информации включает в себя бумажную версию, интернет-портал, радио КП и телевидение КП [2].
Второй тип «конвергентности» СМИ представляет, к примеру, агентство бизнес-информации «Abireg.ru» (г. Воронеж), которое имеет отдельное направление «Abireg TV». Другой пример – информационное агентство «РИА Воронеж», которое, не имея собственного профессионального телевидения, транслирует преимущественно местный телевизионный канал («ТНТ-губерния»). Однако, так или иначе, видеосюжеты в «арсенале» ресурса присутствуют. Помимо видео, конвергентные издания в последнее время зачастую используют новые наглядные формы передачи информации, к примеру, инфографику («Аргументы и факты», «De facto», «РИА Воронеж» и др.).
И третий, самый распространенный тип «конвергентности» СМИ, – интернет-версия печатного издания. В век цифры свой «аналог» в сети имеет каждая уважающая себя газета. К этой форме вплотную приблизились и районные издания, не говоря уже о региональных и федеральных.
При условии дальнейшего развития и укрепления позиций конвергентных процессов, скорее всего, через пару лет каждая «районка» будет иметь не только свой персональный сайт с интернет-версией, но и собственное телевидение и радио. Современный зритель требует «все и сразу», а умные технологии быстро учатся дешево и эффективно подстраиваться под его запросы.
Литература: