РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА
Меркушина Е.А.
Научный руководитель - к.ф.н., доцент О.Е.Видная
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
len.merk2005@yandex.ru
Электронные газеты уже давно стали неотъемлемой частью сетевого контента. Тысячи пользователей не спускаются к киоску или к почтовому ящику за свежей прессой, а выбирают новости из своих закладок.
Существует и развивается Интернет-журналистика и на уровне регионов, в основном, это электронные версии городских газет и городские новостные порталы. Контент каждого электронного СМИ сильно отличается друг от друга и зависит от личных и профессиональных качеств людей, отвечающих за его наполнение.
Электронные СМИ, как и те, которые считают традиционными, имеют разные задачи, аудиторию, от которых зависит и их наполнение. Но существуют основные правила, опираясь на которые происходит создание массива сайта. Чтобы выяснить, как эти правила реализуются при создании тамбовских сетевых СМИ были проанализированы сайт областной общественно-политической газеты «Тамбовская жизнь» (http://www.tamlife.ru/) и тамбовский информационный городской портал «ВТамбове.ру» (http://vtambove.ru/).
Первое, что необходимо любому сайту - главная страница. На ней отражаются основные задачи, которые решает этот сайт, дается краткое описание истории компании-владельца сайта, ссылки на основные разделы сайта.
На сайте «Тамбовской жизни» под названием указано назначение газеты – «общественно-политическая газета», даны адреса и телефоны редакции. Сайт состоит из следующих разделов: «Главная», «Лента новостей», «Коллектив», «Нормативные правовые акты», «Реклама», Форум», «Фотогалерея». В архиве можно найти материалы всех номеров с октября 2010 года. В разделе «Реклама» размещены нормативные документы, к рекламе никакого отношения не имеющие.
Главная страница «ВТамбове.ру» имеет четкую навигацию и разделы более структурированы, что отвечает задаче сайта: информационно-справочный портал. Раздел «Новости» - информационный, новости обновляется оперативно, остальные разделы – «Авто», «Работа», «Афиша» - рекламно-справочные.
На сайте могут быть ресурсы информации, доступ к которым ограничен: по подписке, по коммерческому представлению. Тогда на сайте должна быть четкая и понятная схема получения доступа этой информации.
Материалы из архива «Тамбовской жизни» представлены полностью, чтобы читать новые материалы, размещенные на главной странице, необходимо оформить подписку на PDF-версию. Самая актуальная информация на главной странице не новость, а погода и курс валюты. Доступ ко всем разделам «ВТамбове.ру» бесплатный, также бесплатно можно подать частное объявление и подписаться на рассылку.
Одним из условий успешной работы сайта должна быть связь с пользователями: чат, форум, комментирование.
На форуме сайта «Тамбовской жизни» нет никаких обсуждений, сообщений то есть интерактивность отсутствует. На форуме «ВТамбове.ру» идет активное обсуждение самых различных тем. Чтобы общаться и комментировать новости и сообщения, достаточно зарегистрироваться. Читатели сайта задают вопросы, комментируют новости, блоги.
Баннеры (баннерная реклама) - особый вид предоставления пользователям информации, которая носит рекламный характер. «ВТамбове.ру» баннеры мультимедийны, сайт «Тамбовской жизни» не имеет баннеров и выглядит статичным, словно это фотография газеты на экране.
Для упрощения поиска информации пользователем, можно оснастить сайт специальной поисковой. Подобная навигация есть на сайте «Тамбовской жизни»: чтобы найти материал в архиве, надо ввести число, месяц и год выхода материала. Но при такой форме поиска сложно найти материал на конкретную тему.
На сайте «ВТамбове.ру» есть поисковая строка. Так, например, при вводе «Парк «Дружба»» появляется ссылка на новости, в которых есть это сочетание слов. Новости расположены по дате появления на странице.
Иногда пользователю нужно связаться с конкретным сотрудником электронного СМИ. Для этого в структуре должна быть отдельная строка «Контакты».
Страница газеты «Тамбовская жизнь» содержит ссылку контакты: там указаны сотрудники газеты, их должность, номер телефона в редакции и электронная почта. Кто именно отвечает за наполнение сайта, не указано. Информацию о сотрудниках «ВТамбове.ру» можно найти в разделе «О проекте».
Подобную разницу в структуре и наполнении Интернет СМИ создает не только личное отношение к проекту людей, отвечающий за его содержание, но и некоторые факторы, формирующие аудиторию.
В связи с низкой платежеспособностью многих слоев населения России складывается такая ситуация: россияне скачивают информацию в основном на работе. Эта проблема получила название цифрового неравенства. Распространение новых информационных технологий, в том числе Интернета, не только закрепляет ранее сложившееся неравенство людей по отношению к СМИ, но и усугубляет его, поскольку требует существенных затрат на приобретение оборудования и оплаты времени, проводимого в Сети.
Так, сайт «Тамбовской жизни», подписка на PDF-версию могла бы быть интересна людям, живущим в отдаленных районах области, там, где газета не продается в розницу или ее доставка трудна и несвоевременна. Но в таких населенных пунктах живут в основном люди старшего возраста, которые не пользуются Интернетом.
Тамбовские Интернет-СМИ пока далеки от общей тенденции развития электронных СМИ. Как отмечает Sostav.ru - ведущее российское отраслевое СМИ в области рекламы, маркетинга и PR - порталы городских новостей догоняют топовые новостные ресурсы по аудитории, но не по рекламной выручке. Однако, раз дальнейшее проникновение Интернета в регионах увеличивает интерес аудитории к городским новостным порталам, то сетевые СМИ со временем могут занять особую нишу – стать общедоступным, относительно дешевым, не заключенным во временные рамки источником местных новостей.