Сведения об образовательной организации

МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ В ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ

МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ В ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ

Иванов Д.О.
Научный руководитель - к.ф.н., доцент Зверева Е.А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
me4tatell2010@yandex.ru

Изучая современные тенденции развития фотожурналистики, можно отметить, что происходит целый ряд жанровых и видовых трансформаций. Авторы, фоторедакторы и целые издательства ищут новые концепции, которые помогут завоевать внимание аудитории. Одним из таких новых решений в области презентации фоторепортажей и фотоисторий становится мультимедийная форма. Сама по себе идея сращивания нескольких каналов восприятия в один не нова. Соединение текста, аудио и видео, к которым теперь все чаще добавляется интерактивность  -  довольно часто встречается в разных сферах коммуникации. Если смотреть в саму суть этого явления, то даже книги можно, с определёнными оговорками, считать мультимедиа-продуктом (текстовая и визуальная информация, тактильные ощущения). В самом широком смысле мультимедиа - система, обеспечивающая одновременное представление различных медиа - звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд [7]. Содержимое заключается в одном объекте-контейнере. Кроме этого может существовать возможность интерактивного взаимодействия.

Под фотографическими мультимедиа мы понимаем несколько иное. Дать точное определение этому понятию не представляется возможным ввиду малой теоретической изученности. Несмотря на то, что множество организаций занимается производством такого рода контента, провести чёткую границу между тем, что можно называть мультимедиа, а что нет  -  нельзя. В данной работе мы попытаемся рассмотреть возможные формы существования и ответить на вопрос: «Что эта новая форма даёт фотожурналистике?»

Один из самых авторитетных примеров изучаемой формы фотопубликации  -  подразделение фотоагентства «Магнум Фото» (Magnum Photos) под названием  «Magnum In Motion», что в дословном переводе означает «Магнум в движении». Проект был запущен в 2004 году. С тех пор для зрительского просмотра там размещаются десятки мультимедиа-проектов, которые в рамках этого раздела именуются «эссе». Самой простой разновидностью публикаций будет являться слайд-шоу, поверх которого наложена музыкальная композиция или/и оригинальный интершум места действия. Более интересных результатов авторам «Магнума» удалось добиться, соединяя несколько проектов в один. Примером этого может служить фотодуэт Алекса Вебба и  Ребекки Норрис Вебб. Эссе под названием «Фиолетовый остров»  изначально было двумя разными фотопроектами: Алекс Вебб снимал улицы Кубы, а Реббека Норрис Вебб в этом же регионе фотографировала редкие виды животных и птиц. Оба автора поняли, что их проекты возникли на базе их одинакового ощущения, которое вызывала у них Куба. Это место, по мнению фотографов, словно заключено в некоей оболочке, которая сохраняют культурные, экономические, политические и экологические аспекты. Авторы «Магнума» опасаются, что эта хрупкая система может нарушиться под влиянием глобализации. В своём эссе они показывают Кубу в формате «здесь и сейчас», но вне времени тоже. Четырёхминутный ролик содержит слайд-шоу с музыкой. Даже такая простая форма подачи создаёт эффект погружения в атмосферу страны. При этом авторы умело решают задачу нахождения точек соприкосновения таких несочетаемых, на первый взгляд, видов как жанровая фотография и фотографии животных [6].

Описываемый пример является одной из самых распространённых форм фотографических мультимедиа. В рамках этой формы встречаются вариации: использование аудиовставок-интервью, текстовая и инфографическая информация между кадрами. Говоря об этой разновидности мультимедиа, Артем Чернов (создатель проекта photopolygon.com, мультимедиа-редактор), обращает внимание на то, что таким образом можно в более интересной форме презентовать своё портфолио. Также он упоминает, что подобные фотопрезентации могут быть использованы для объединения не самых удачных кадров и фотоисторий в потенциально более интересный для зрителя формат. Однако в этом же интервью для сайта http://mediacrowd.com он говорит, что даже такой подход нельзя считать полноценными мультимедиа [8]. Резюмируя сказанное Артёмом Черновым, можно сделать вывод, что качественный мультимедийный проект в числе своих базовых составляющих должен иметь драматургическое развитие. Именно этот компонент при всем возможном многообразии форм позволяет говорить о некоем объединении различных видов фото-, видео-, аудиоинформации как о мультимедиа.

Наличие драматургической составляющей подразумевает некий сценарий, на который будет опираться автор в своей работе. По этой причине простое объединение нескольких видов контента в один нельзя признать полноценным мультимедиа. Необходимо, чтобы зритель ощущал наличие конфликта, развитие действия и его исход.

Возникает правомерный вопрос: «Может ли автор фотографического мультимедиа-проекта быть одновременно и сценаристом, и фотографом, и видеооператором, качественно работать со звуком?». В том же интервью Артём Чернов говорит об этом аспекте. Существуют примеры (по его словам), когда документальные фильмы целиком снимались одним автором. Но чаще всего для продуктивной работы привлекается команда специалистов, таких как сотрудники студии «Медиашторм». Помимо работы над ключевыми составляющими могут потребоваться композиторы, аниматоры, 3D-дизайнеры, программисты.

Если говорить о мультимедиа в самом широком смысле этого термина, стоит обратить внимание на следующую характеристику. Согласно одной из классификаций мультимедиа может представляться в линейной и нелинейной форме. Первый вид - последовательное получение информации (кинофильмы, телевидение, радиопередачи). Нелинейная форма подразумевает возможность потребителя выбирать что, как и с какого момента смотреть/слушать. Данный принцип успешно реализуется и в области фотографических мультимедиа. Примером существования второго вида этой классификации может стать пример документального фотографа Михаила Фридмана под названием «Патриотизм» [3]. Говоря буквально, это сборник интервью и фотографий. Автор задавал своим героям шесть вопросов. В проекте приняли участие 125 человек из 9 регионов нашей страны. Информация собрана вместе на одном сайте. Проект можно изучать нелинейно. Для этого можно выбрать любой вопрос и, нажав на него, прослушать ответы. Можно самостоятельно выбирать героев, которые отвечают на вопрос. Проект доступен на русском и английском языках.

В чем же можно найти принципиальные отличия фотографических мультимедиа от короткометражных документальных фильмов? Автор данной статьи присоединяется к мысли, которая высказывается профессиональным сообществом: мультимедиа нацелена на онлайн-среду. Видеофрагмент (в несколько минут) документального фильма в мультимедиа заменяется на единственный стоп-кадр. Большая клиповость и динамика действия позволяют экономить драгоценное время и удерживать внимание онлайн-аудитории. Неслучайно устоявшиеся рамки для мультимедиа-проектов 3-5 минут. И эта цифра имеет тенденцию к уменьшению.

«Самая популярная и одна из самых престижных журналистских премий World Press Photo, ранее рассматривавшая исключительно фотографии, уже четыре года включает мультимедиа-номинацию. Жюри на ходу учится систематизировать произведения, оттого детали и условия конкурса в этой номинации пока часто меняются. В 2013-м году победителей определяли в трёх жанровых категориях, которые иллюстрируют разнообразие мультимедийных форм. Online hort - короткометражные журналистские фильмы, снятые для интернета и сочетающие видео, фото, аудио, анимацию, графику и текст. Online feature - классические документальные короткометражки с упором на эстетические качества видео. Interactive documentary - мультимедиа с использованием навигации и дизайна для создания нового зрительского опыта» [2]. Мы видим, что профессиональное сообщество не может игнорировать новые формы подачи материала, но при этом стремительность их появления и трансформации не позволяет классифицировать их в привычных рамках системы СМИ.

Подытоживая вышесказанное, попробуем дать ответ на вопрос, который был поставлен в начале данной работы: «Что эта новая форма даёт фотожурналистике?».

Нельзя отрицать тот факт, что любые новаторские решения в этой области в любом случае направлены на зрителя и аудиторию. Вспоминая закон Рипля, «...новые более высокоразвитые средства массовой информации никогда не заменят старые...» [5], можно предположить, что одна из целей создания мультимедийных фотопроектов  -  завоевание новой аудитории, которая до этого не была вовлечена в процесс восприятия. Этому может способствовать круг тем, формат подачи, возможность взаимодействия. Например, мультимедийный проект «Перевал Дятлова», который на основании доступных фактов, фотоиллюстраций и интервью воссоздаёт картину этой таинственной трагедии [4]. Существующие документальные фильмы на эту тему едва ли будут интересны молодой аудитории, а указанный проект с большей вероятностью вызовет интерес.

Мультимедиа даёт больший простор для выразительности, расширяя привычные рамки. Гармоничный и чувственный пейзаж на фотографии будет восприниматься более глубоко вместе с фонограммой этого же места. Уже сейчас ведутся разработки по передаче тактильных ощущений, запахов посредством технологий. Возможно, в обозримом будущем все это будет так же использоваться в похожих проектах.

Теперь у фотографов есть возможность обращать внимание на ряд тем, которые были бы недоступны в рамках традиционного подхода к составлению фотоисторий и фоторепортажей. Например, такой динамичный вид спорта как мотобол, более увлекательно смотрится на видеофрагментах. Вместе с этим отдельные сюжеты лучше воспринимаются в фотоформе. Трансформации и деформации визуального языка повествования неизбежны.

Все это говорит нам о том, что профессиональным фотожурналистам и фотографам любителям следует обратить своё внимание на эту форму существования контента. Несмотря на то, что средства массовой информации нашей страны пока довольно слабо используют возможности мультимедиа, такие гиганты как «CNN», «National Geographic» и многие другие уже активно вовлекают в рабочий процесс мультимедиа-команды и отдельных авторов.

Примечания

  1. Медиашторм [Электронный ресурс]. - URL:http://mediastorm.com/(дата обращения: 14.10.2014).
  2. Мультимедиа: новое искусство повествования [Электронный ресурс]. 05.09.2014. - URL:http://www.cablook.com/inspiration/multimedia-novoe-iskusstvo-povestvovaniya/(дата обращения: 10.10.2014).
  3. Патриотизм [Электронный ресурс]. - URL:http://patriotism.imrussia.org/(дата обращения: 14.10.2014).
  4. Закон Рипля [Электронный ресурс]. 14.10.2010. - URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_Рипля(дата обращения: 14.10.2014).
  5. MAGNUM PHOTOS – Violet Isle [Электронный ресурс]. 18.05.2011. - URL: http://inmotion.magnumphotos.com/essay/violet-isle(дата обращения: 13.10.2014).
  6. Мультимедиа [Электронный ресурс]. 29.04.2014. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%EB%FC%F2%E8%EC%E5%E4%E8%E0(дата обращения: 13.10.2014).
  7. Интервью, Mediacrowd – Артём Чернов [Электронный ресурс]. 20.10.2013. - URL: http://vimeo.com/77332231(дата обращения: 13.10.2014).
  8. Перевал Дятлова, 9 мертвецов и тайна Золотого Огня [Электронный ресурс]. - URL: http://dyatlov.looo.ch/(дата обращения: 14.10.2014).