Сведения об образовательной организации

ИЗДАНИЯ ПО КУЛИНАРИИ: РЕДАКТОРСКИЙ АСПЕКТ

ИЗДАНИЯ ПО КУЛИНАРИИ: РЕДАКТОРСКИЙ АСПЕКТ

Горошко С.К.
Научный руководитель – к.ф.н., доцент С.В. Гуськова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
svetlanagoroshko@yandex.ru

Сегодня трудно найти дом, где не было бы кулинарной книги. Прекрасно изданные, с роскошными иллюстрациями, кулинарные книги стали прекрасным подарком и для тех, кто немало лет провел на кухне, и для тех, кто только начинает осваивать непростую кулинарную науку, требующую вкуса, фантазии, тонкого чутья и чувства меры.

Выбор таких книг очень велик, и иногда выбрать что-то толковое и подходящее представляется не такой уж простой задачей. Но задумываться приходится не только читателям, но и издателям и редакторам: им необходимо привлекать читателей к своим книгам.

Первую в мире кулинарную книгу написал в 1375 году Гийом Тирель, повар Карла V, и она вышла в свет в единственном экземпляре. Она называлась Le viandier – «Мясная книга». За свой труд он получил дворянский титул и герб – три кастрюли в обрамлении шести роз.

В России первая поваренная книга появилась в середине XVI века, рецепты для нее собрал протопоп Сильвестр, священник кремлевского Благовещенского собора в Москве, и «прослужила» она более двух с половиной столетий. Первой на Руси женщиной, написавшей труд по кулинарии, была профессиональная повариха Екатерина Авдеева. Ее «Карманная поваренная книга» была опубликована в 1845 году.

Проблема качества кулинарных книг – тема не новая и не единожды обсуждавшаяся. Часто кулинарная книга, с виду красивая и не вызывающая подозрения, не стоит уплаченных за нее денег. Даже стоимость бумаги, на которой она отпечатана порой несравнима с той ценой, которую заплатил читатель. В вину авторам и издателям ставятся искажение традиционных рецептов, «запретные» кулинарные приемы, убогие картинки (или их отсутствие). В общем, угодить придирчивой публике непросто, особенно если она и правда кое-что понимает в кулинарии.

Несмотря на то, что и книжных, и периодических изданий, и интернет-ресурсов великое множество, это не означает, что они пользуются высоким спросом, и издательствам не нужно предпринимать ничего для их спроса.

Легче всего улучшить качественные свойства периодических изданий. Например, ввести новые рубрики: «История известных и популярных блюд» (пицца, суши, борщ, шарлотка и т. д.); рубрику о конкретном продукте (какие в нем витамины, как выбрать и т. д.) и приправах; рассказы о национальных кухнях (русской, итальянская и т. д.), советы по оборудованию кухни, выбору кухонной утвари (сковород, кастрюль) и техники (мультиварки, блендеры и т. д.). Книжные издания должны быть небольшими по объему и содержать рецепты одного вида (например, консервирование, рецепты к Новому году, супы и т. д.). Это должно повысить спрос: например, если на прилавке будет стоять два вида книг – огромные тома с рецептами различных видов и небольшие книги с рецептами определенной тематики, – то покупатель выберет из второго варианта то, что нужно именно ему и не будет переплачивать за тома, если, конечно, он не собирается преподнести книгу в подарок.

Людям всегда будет необходимо питаться, а книги и журналы по кулинарии помогают разобраться, что и как приготовить, поэтому издания по кулинарии будут актуальны, но это не самая широкая область в книгоиздании, поэтому издателям и редакторам подобных книг необходимо постоянно разрабатывать новые идеи для их успешной продажи, следить за изменениями в данной сфере и анализировать их.