Сведения об образовательной организации

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ УПАКОВКИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ УПАКОВКИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Атиков А.А.
Научный руководитель – к.ф.н., доцент А.В. Прохоров
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Задача товаропроизводителя – как можно дольше сохранить спрос на продукт. Одним из факторов продления жизненного цикла товара является его упаковка. Она выполняет задачи, связанные с выходом товара на рынок, и его дальнейшим продвижением. Грамотно спроектированная упаковка – важнейшая составляющая успеха маркетинговой деятельности.

Если вернуться на 50-60 лет назад, в СССР, то определение упаковки звучало бы таким образом: упаковка – это средство, позволяющее хранить продукт и обеспечивать ему защиту от внешней среды, от повреждений. Упаковка в первую очередь нужна была для того, чтобы защитить продукт от воздействия окружающей среды, продлить срок годности и облегчить процесс транспортировки.

На сегодняшний день назначение упаковки расширилось, упаковка – это элемент маркетинговой деятельности, влияющий на дальнейшую «жизнь» товара и на его спрос. Перед тем, как вывести новый товар на рынок, нужно тщательно изучить все аспекты, касающиеся создания упаковки. Если это не будет сделано, то предпринятое дело потерпит крах.

Упаковку можно классифицировать по нескольким принципам. Исходя из классификации, выбираются требования к созданию упаковки.

В зависимости от места упаковывания:

  • производственная (упаковывается производителем);
  • торговая (упаковывается в магазине).

По количеству использованных раз:

  • одноразовая;
  • многоразовая.

По назначению:

  • повседневная;
  • пробная упаковка;
  • праздничная;
  • повышенной емкости.

По количеству упакованных единиц товара:

  • штучная;
  • множественная.

По степени оригинальности:

  • стандартная;
  • индивидуальная.

В зависимости от жесткости материала:

  • мягкая;
  • полужесткая;
  • жесткая.

По материалу изготовления:

  • бумажная;
  • картонная;
  • полимерная;
  • стеклянная;
  • металлическая;
  • текстильная.

В середине ХХ столетия упаковка имела немного функций, которые сводились к защите продуктов от порчи и механических повреждений. К нашему времени функции упаковки несколько расширились, а с этим увеличилось значение упаковки. Рассмотрим подробнее каждую из функций.

1. Сохранение товара и продление его срока годности. Упаковка сохраняет натуральные свойства продукта, тормозит его деградационный процесс, защищает от всевозможных повреждений.

2. Формирование спроса. Продукт, в том числе и его упаковка, формируют потребности у людей, а существующие потребности в обществе определяют спрос.

3. Узнаваемость товара. Потребитель, оценивший какой-либо товар, при последующей покупке будет искать его снова, чтобы купить. И здесь упаковка будет играть роль ориентира среди множества других товаров.

3. Донесение информации до потребителя. Упаковка содержит информацию о продукте, его свойствах, назначении, дату его изготовления и срок годности.

4. Сбыт товара. На упаковке размещаются различные купоны, сертификаты, конкурсы. Покупатели, собрав необходимое количество упаковок или частей упаковки, получают возможность выиграть какие-либо призы. Все это стимулирует потребителя к совершению покупки.

5. Привлечение внимания потребителей. Оригинальная упаковка выделяет товар среди конкурентов и тем самым увеличивает шансы, что данный продукт приобретут.

6. Эстетическая. Эстетичность упаковки и правильный дизайн формируют качество продукта, его ценность.

По сути, функции формирование спроса, узнаваемость товара, донесение информации до потребителя и привлечение внимания потребителей упаковка будет выполнять до тех пор, пока не будет уничтожена.

Для создания упаковки важно выбрать правильный материал. Вещества, содержащиеся в упаковке, не должны влиять на содержимое продукта, на его запах, цвет, и ни в коем случае не должны ускорять порчу продукта. Опасность неправильно выбранного материала состоит в том, что химические вещества могут переходить в состав продукта. Потребляя какой-либо продукт питания, мы потребляем и вредные вещества упаковки.

Сейчас место на полках в магазинах в большинстве случаев занимают продукты, упакованные в полимерные материалы. На сегодняшний день этот материал широко распространен (в него упаковывают крупы, молочные продукты, чипсы, сухарики, конфеты, майонез, кетчуп и т.д.).

Бумажную и картонную упаковку заполняют сыпучими и штучными продуктами (мука, конфеты и т.д.). Она изготавливается из возобновляемых материалов. Но есть недостатки – водопроницаемость и непрочность.

Металлическая упаковка на магазинных полках чаще всего изготовлена из алюминия и стали. Пластичность, легкость – основные преимущества этого материала. Из него изготавливаются банки, бутылки под жидкости. Так же используется алюминиевая фольга для упаковки молочных продуктов.

Стеклянная упаковка считается самым экологическим материалом среди других. В основном это бутылки и банки. Недостатки стеклянной упаковки – ее значительный вес и хрупкость. Наполняется следующими продуктами: вода, алкогольная продукция, соусы, соки, растительные масла и другие.

На упаковке должны быть изображены следующие элементы: наименование продукта, данные о производителе, данные о свойствах продукта, состав продукта, назначение, рассказ об основании производства или какая-либо легенда, условия всевозможных акций, розыгрышей.

Важно помнить о требованиях к упаковке, материально-конструктивных аспектах упаковки. Необходимо, чтобы упаковка была в первую очередь экологической, надежной и безопасной. Она не должна наносить вред окружающей среде при использовании и утилизации. Упаковка не должна легко прорываться, в ней не должен деформироваться продукт. Под каждый товар выбирается своя подходящая упаковка. Производитель должен гарантировать отсутствие химических реакций между упаковкой и продуктом. Безопасность упаковки заключается в том, чтобы из нее не выделялись в продукт вредные вещества. Наиболее безопасной тарой является стеклянная, а наименее безопасной – полимерная и металлическая.