Сведения об образовательной организации

ФЕНОМЕН НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ АКАДЕМИКА И.Ф. ХАРЛАМОВА

ФЕНОМЕН НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ АКАДЕМИКА И.Ф. ХАРЛАМОВА 

Каропа Г.Н.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
gkaropa@tut.by

Научно-педагогическая школа – это динамично развивающаяся многомерная социальная система, структура которой формируется взаимодействием звеньев различной степени жесткости. Изучение научных школ требует анализа их эволюции, выявления внутренних и внешних связей, установления соотношения традиций и инноваций в процессе их становления и развития [Андарало А.И., Каропа Г.Н [и др.]. Традиции и инновации в становлении и развитии ведущих научно-педагогических школ Республики Беларусь // Вышэйшая школа. 2014. № 1].

В изучении социальных и когнитивных феноменов научно-педагогических школ целесообразно руководствоваться теорией гибких и жестких звеньев Н.П. Бехтеревой, которая утверждает, что функционирование любой системы, даже такой очень сложной («живой») системы, как научно-педагогическая школа, обеспечивается распределенной в пространстве и изменчивой во времени структурой, состоящей из звеньев различной  степени жесткости. Согласно Бехтеревой, в структуре всякой системы имеют место жесткие и гибкие звенья. Жесткие звенья определяют как бы скелет данной системы, а гибкие – обеспечивают возможность ее функционирования, перестройки и развития в непрерывно меняющихся условиях внешней среды.  

В любой эффективно работающей системе обеспечивается рациональное соотношение жестких и гибких звеньев. Жесткие и гибкие звенья невозможны друг без друга. По Бехтеревой, если в общественной системе преобладают жесткие звенья, то устанавливается диктатура, если гибкие – наступает анархия (хаос). Динамичное сочетание жестких и гибких звеньев всегда дает хорошие результаты [Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М., 2007].   

В структуре всякой научной школы в качестве жестких звеньев выступают традиции, представляющие собой некоторую универсальную форму фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социо-культурного опыта. Кроме того, традиции – это механизм передачи опыта, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность  и эволюционное развитие в социо-культурных процессах.

Гибкие звенья представлены инновациями – новыми идеями, принципами и прочими новшествами, обеспечивающими рост и совершенствование научного знания. Научная школа – это одновременно форма закрепления научных традиций и порождения инноваций.

Изучение динамики живых систем позволяет сделать вывод о том, что в структуре всякой «живой» системы, помимо жестких и гибких звеньев, присутствуют также нейтральные (скрытые, латентные) звенья, находящиеся в неактивизированном (спящем) состоянии, но способные при нарушении внутреннего динамического равновесия или же резком изменении условий внешней среды активизироваться и перевести систему в качественно новое состояния, обеспечив ее новый эволюционный сдвиг. Эти «спящие» звенья в живых системах подвергаются естественному отбору (селекции), эволюционно наследуются и передаются из поколения в поколение.

Имеются объективные основания дополнить теорию Н.П. Бехтеревой о звеньях различной жесткости положением о скрытых (нейтральных) звеньях. Данная идея уже развивается в современной философии и естествознании, хотя прежде ранее четко и не формулировалась.

В теории хаоса понятию «эффект бабочки» соответствует ни что иное, как активизация нейтральных (скрытых) звеньев [Каропа Г.Н. Математическая теория хаоса и проблемы географического и экологического образования // Веснiк Брэсцкага  унiверсiтэта. Серыя 3. Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. 2013. № 1].  

В теории Нобелевского лауреата Д. Канемана, посвященной принятию управленческих решений в условиях неопределенности, феномену скрытых звеньев соответствует термин «непроисшествие» [Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в условиях неопределенности / пер. с англ. М, 2005].

Открытие нейрофизиологами «резерва молчащих» нейронов, из которого формируются новые нейрональные констелляции [Эдельмен Дж. Разумный мозг. Кортикальная организация и селекция групп в теории высших функций головного мозга. М., 1981], подтверждает наличие в сложной системе множества «незадействованных» звеньев и факторов.

Срытый потенциал развития живой системы определяют преимущественно нейтральные звенья. Очевидно, научно-педагогическая деятельность осуществляется при условии использования физиологических, морфологических, когнитивных и психолого-педагогических ресурсов системы, в том числе и резерва нейтральных звеньев.

Научная школа  Ивана Федоровича Харламова (1920-2003 гг.) – доктора педагогических наук, профессора, академика НАН Беларуси, лауреата Государственной премии Беларуси (за работу «Учебник «Педагогика», 2000 г.) –  берет свое начало в 1972 г., то есть с того времени, когда кандидат педагогических наук, доцент И.Ф. Харламов издал монографию «Теория нравственного воспитания: историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи» (г. Минск) и вскоре на основе этой работы защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук (г. Москва). Именно эти события определили основное направление научных исследований И.Ф. Харламова, его учеников и последователей – изучение теоретико-методических основ нравственного воспитания школьников.  Только по данному направлению ученым подготовлено более 20 кандидатов педагогических наук.  

Специфическими особенностями школы И.Ф. Харламова являются:

– широкий спектр проблем исследования (теория нравственного воспитания, общая дидактика, школоведение, история педагогики и др.);

– строгое определение и корректное использование важнейших педагогических понятий и категорий;

– жесткое следование традициям, установленным лидером научной школы.    

Важная особенность  школы И. Харламова – связь теории с практикой, направленность на решение реальных педагогических задач. В этой связи уместно упомянуть, что начиная с середины 1970-х гг. и до конца 1990-х гг., минское издательство «Народная асвета» осуществляло выпуск методических пособий для учителей и классных руководителей под серийным названием «Этические беседы с учащимися». И.Ф. Харламов являлся соавтором всех этих материалов и главным редактором всех изданных пособий. 

Одновременно с этой работой И.Ф. Харламов трудился над пособием для классных руководителей «Нравственное воспитание школьников», которое было издано в 1983 г. московским издательством «Просвещение» в серии «Библиотека классного руководителя».  

В поле зрения И.Ф. Харламова всегда находились вопросы повышения эффективности вузовского обучения, совершенствования педагогического мастерства преподавателей, подготовки кадров высшей категории (докторов и кандидатов наук).

На протяжении более 10 лет в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины (на кафедре педагогики и психологии) под руководством И.Ф. Харламова работал научно-методический семинар для молодых преподавателей, ставший площадкой для «консолидации» поэтапно создаваемой им «собственной» научной школы.

С начала 1990-х гг. И.Ф. Харламов и его коллеги изучали проблемы совершенствования практической подготовки студентов и повышения эффективности педагогической практики (совместно с В.П. Горленко и др.). Исследовательским коллективом было опубликовано более 50 работ по вопросам совершенствования педагогической практики студентов, проведено несколько республиканских и областных конференций и семинаров. Данное направление сегодня является центральным звеном в деятельности научной школы И.Ф. Харламова, продолжающей функционирование в стенах факультета педагогики и психологии Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 

Социальный феномен научной школы И.Ф. Харламова, оказавшей колоссальное воздействие на состояние педагогической мысли в Беларуси и России, а также в других странах бывшего социалистического лагеря (Китай, Украина, Чехия, Молдова, Куба и др.), во многом связан с опубликованием фундаментальных курсов и учебников по педагогике, отражающих историю, современное состояние  и перспективы развития педагогической мысли  [Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2004].

Подобно всякой «живой системе», педагогические системы состоят из звеньев различной степени жесткости (жестких, гибких, латентных), динамическое соотношение между которыми обеспечивает их функционирование и прогрессивное развитие. К числу жестких звеньев в педагогической системе И.Ф. Харламова относятся: принцип единства нравственного сознания и нравственного поведения, идея о ведущей роли нравственности в системе воспитания личности, акцентирование внимания на основополагающем значении функции памяти в интеллектуальном развитии школьника и др.               

Скрытые звенья педагогической системы обнаруживаются в связи с ростом научного знания, возникновением новых теорий обучения и воспитания, качественном изменении условий окружающей среды. Феноменальные успехи современных когнитивных наук очерчивают обширную сферу возможного сосредоточения срытых (нейтральных) звеньев, потенциально способных в перспективе преобразовать современную педагогическую теорию и практику. К одному из перспективных положений системы И.Ф. Харламова относится его идея о том, что учителю в различных формах нужно дважды объяснять новый материал, чтобы ученики осуществляли его первичное и последующее более обстоятельное осмысление [Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2004].

Данное утверждение соответствует принципам теории нейродарвинизма Нобелевского лауреата Дж. Эдельмана, в которой повторный вход возбуждения рассматривается в качестве решающего фактора становления и развития человеческого сознания [Эдельмен Дж. Разумный мозг. М., 1981]. Сопоставительный анализ педагогической теории И.Ф. Харламова и теории нейродарвинизма Дж. Эдельмана может привести к обнаружению множества когнитивных феноменов, которые способны существенно трансформировать теорию и практику современного обучения, воспитания и развития личности [Каропа Г.Н. Парадигмальные сдвиги и новые тенденции в экологическом образовании школьников // Адукацыя I выхаванне. 2009. № 9].