Сведения об образовательной организации

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРО-ВАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Волкова М.С.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
maria40ina@mail.ru

Качественные изменения экономической жизни современного мира все больше актуализируют роль социального предпринимательства в экономике. К качественным изменениям можно отнести усиление обострения социальных проблем. Это находит отражение в наращивании отрыва богатых и бедных, в уровне жизни по отдельным странам и внутри национальных экономик, обострение демографических проблем, превращение социального расслоения в непреодолимую пропасть. В данном контексте понимание необходимости изменения бизнес-идеологии получает все большее распространение.

Многие современные экономисты все больше уверены, что оценивать результаты бизнес-деятельности теперь следует не по количеству получаемых денег, сколько по качеству полезности для общества. Например, Ю.В. Яковец утверждает, что развертывание экономической революции второй четверти XXIв. будет сопровождаться формированием нового строя, интегрального по своему характеру, гуманистически-ноосферного. На фоне усложнения и возрастания различного рода противоречий, основная линия перемен проявится в переходе к «фундаментальному принципу диалога и партнерства социальных сил, государств и цивилизаций с опорой на науку и образование».

Стоит отметить, что новая эпоха, в которой человек не должен быть затерян в материально-вещественных и финансовых потоках, делает социальное предпринимательство очень популярной темой, обсуждаемой как на государственном уровне, так и в экспертном сообществе. Ежегодно в Москве проводится Социальный форум России. В 2013г. он проходил под лозунгом "Социальная солидарность в действии. Человек в центре внимания". Основной его темой стало объединение усилий бизнеса, науки, общества и государства в развитии социального предпринимательства. По словам С. Железняка, именно такой подход способен эффективно отвечать на вызовы, которые есть сегодня в социальной сфере, при этом важно, что ни одна из этих сторон не будет злоупотреблять своими возможностями и будет действовать исключительно в интересах общества.

Социальные предприятия во многих странах мира уже давно довольно тесно сотрудничают с государственными организациями, как на общенациональном, так и на местном уровне. Благодаря своей специфике - стремлению установить с клиентом долгосрочные партнерские отношения, а не извлечь сиюминутную прибыль, социальные предприятия обеспечивают серьезную лояльность потребителей, что в конечном итоге приводит к стабильности, которая позволяет долго оставаться участником рынка. Эта особенность социальных предприятий может использоваться на государственном уровне для улучшения и трансформации качества жизни населения. Другими словами, с практической точки зрения, речь идет о социальной интеграции максимального числа участников производства посредством активизации рынка труда. Открывая возможности трудоустройства для инвалидов, маргинализированных групп населения, молодёжи, женщин, социальные предприятия выполняют задачу адаптационной реабилитации социально-уязвимых групп населения в результате создания для них особых условий труда.

Другая задача социального предпринимательства - получение положительных социальных результатов в сообществах путями, альтернативными существующим в социальной системе, позволяет рассматривать его в качестве социального измерения модернизации. Концепция социального предпринимательства с ее инновационностью решения социальных проблем, достижением устойчивых социальных результатов, созданием социального капитала и приобретением социального блага может эффективно содействовать общественному развитию, создавая широкую сеть стабильных предприятий, особой экосистемы социального бизнеса. Этот самоподдерживающийся механизм внесет заметный вклад в развитие человеческого капитала, станет источником инновационных идей и своеобразным «генератором» новаторов.

Более того, заинтересованные в изменении или создании новых структур, социальные предприниматели накапливают ресурсы для создания новых образовательных институтов или трансформации существующих. Основываясь на творческой работе людей, хорошо знакомых с определенной социальной проблемой и предлагающих экономически устойчивую модель ее решения на базе независимой, специально созданной для этого организации, социальное предпринимательство повышает совокупную экономическую эффективность, т.к. вводит в экономический оборот ресурсы, которые ранее в таком качестве не использовались. Иными словами, социальные предприятия решают еще одну не менее важную задачу - создание новых общественных и образовательных институтов.

Таким образом, принимая на себя миссию по созданию и поддержке социальной ценности, социальное предпринимательство становится важным агентом перемен  не только в экономике, но и в науке и обществе в целом, способствуя формированию интегрального гуманистического пространства. К сожалению, в России социальный бизнес - это скорее отдельные инициативы, а не массовое движение. Тем не менее, сформировавшиеся на стыке социальной и экономической систем страны эти отдельные инициативы начали носить системный характер. Несмотря на то, что российское общество все еще несколько скептически настроено к этому  явлению, социальное предпринимательство должно развиваться и находить новые пути функционирования в современных условиях.