Сведения об образовательной организации

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНОГО ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНОГО ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Сплавская Н.В.
Международный инновационный университет
N.Splavskaya@yandex.ru

Современные преобразования общества и государства требуют разработки и внедрения новых технологий, направленных на формирование продуктивного поведения студентов вузов (продуктивных коммуникативных стереотипов) [Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. 2012. № 2]. Проблема формирования продуктивного правового поведения в современных условиях чрезвычайно значима как в связи с растущими требованиями к формированию современной личности, способной противостоять правовому нигилизму, так и в связи с необходимостью определения потенциала молодого поколения, чьи правовые ценности во многом являются отображением ценностей общества. Тем более что в студенческом возрасте наиболее активно происходит усвоение, принятие (непринятие) правовых ценностей. Студенческая молодежь психологически готова и мотивационно стремится к переоценке правовых установок и принятию новых правовых стереотипов.

Одной из инновационных технологий является сетевая концепция развития личности, в которой обучение построено на основе синтеза традиционного и электронного образовательного пространства [Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 45-49]. Эта технология делает акцент на формировании поведения как системы продуктивных коммуникативных паттернов, которые, в свою очередь, формируются  в тренинговой работе в рамках специальных деловых игр.

Широкий спектр диагностических методик, позволяет выявить сформированность продуктивных и непродуктивных правовых стереотипов студентов, а затем уже отработать процесс замещения непродуктивных правовых стереотипов продуктивными. В этом вопросе важно понять, какие психолого-педагогические факторы играют первостепенное значение в формировании продуктивного правового поведения студенческой молодежи. Поэтому необходимо обратиться к анализу психолого-педагогических условий формирования продуктивного правового поведения студентов.

Современная наука определяет педагогические условия как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, которые обеспечивают успешность учебы и воспитания. В теории обучения и воспитания принято рассматривать условия как среду, в которой протекают те или другие педагогические процессы [Насретдинова Р.Р. Развитие аксиологических ориентаций студентов педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук: Оренбург, 1996]. Таким образом, понятие «условие» ориентировано на создание необходимого поля, которое обеспечивает развитие чего-либо, а именно включает как механизмы, так и факторы формирования продуктивного правового поведения студенческой молодежи.

Педагогические условия - это структурная оболочка педагогических технологий и педагогических моделей, благодаря которым реализуются компоненты формирования ценностных ориентаций. Цель реализации психолого-педагогических условий - обеспечение организационно-педагогического и психолого-педагогического сопровождения формирования продуктивного правового поведения студентов.

Формирование - это процесс развития, в котором студент берет на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала. Поэтому в интерпретации категории «формирование» надо исходить из того, что она отображает весь спектр правовых ценностей, а также конкретно-исторических детерминаций жизнедеятельности индивида, в которых происходит процесс усвоения правовых стереотипов. Таким образом, формирование продуктивного правового поведения значит не что иное, как образование тех необходимых условий, которые обеспечивают возможность человеку сознательно и добросовестно выполнять свой гражданской долг.

С учетом сказанного, психолого-педагогические условия формирования продуктивного правового поведения - это комплекс условий, компонентов образовательного и воспитательного процесса, совокупность психологических механизмов и факторов.

Важнейшим условием формирования продуктивного правового поведения  является умение студентов оценивать приоритеты в правовой сфере. Альтернативный выбор варианта правового поведения сопровождается достаточно сильным психологическим напряжением, даже в случае «проигрывания» вариантов выбора. Непосредственные переживания студентами являются фактором, который во взаимодействии с реальной окружающей действительностью наполняет их правовые представления личностным смыслом. Суть этого условия - осмысление, принятие самим субъектом содержания, форм проявления и общего значения правовых предписаний в жизни человека.

Еще одним условием является конформизм. Индивидуальный уровень конформизма - сложная социально-психологическая характеристика личности, определяемое целым комплексом внутренних и внешних факторов. Типы отношения личности к правовым ценностям общества, проявляются преимущественно в единстве трех процессов, которые называются процессами социального влияния, подчинения, идентификации или интернализации.

Следующий фактор ориентирован на формирование продуктивного правового поведения, связанного с будущей профессиональной деятельностью студентов. Это продуктивные правовые ценности, ориентированные на будущую профессию. Они являются одним из центральных личностных новообразований в студенческом возрасте. В этом качестве производственные ценности определяют широкую социальную мотивацию поведения будущих специалистов и влияют на все стороны их подготовки к профессиональной деятельности.

С учетом основных компонентов формирования продуктивного правового поведения студенческой молодежи, можно выделить и критерии уровня сформированности продуктивного правового поведения:

- когнитивный (определение уровня сформированности базовых правовых знаний, правосознания, правовых установок),

- эмоционально-оценочный (эмоциональная оценка ранее существующих правовых стереотипов, эмоциональные переживания при их переоценке и формировании новых правовых правил);

- конативний (осознание и самооценка своего правового поведения студентом, с учетом принятых им новых правовых правил).

- ценностно-деятельностный (продуктивное правовое поведение).