Сведения об образовательной организации

СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕДАГО-ГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мещерякова Е.И.
Воронежский институт МВД России
elenamsol@yandex.ru

Обобщение результатов теоретической и экспериментальной работы по проблемам формирования и использования современных механизмов стимулирования эффективной деятельности сотрудников с учетом показателей профессионализма и результативности деятельности в органах исполнительной власти в сфере внутренних дел Российской Федерации в целом и в ведомственных вузах, осуществляющих подготовку специалистов для таких органов, в частности, позволяет с уверенностью утверждать, что в этой сфере остается множество нерешенных вопросов. В ведомственных вузах они связаны, прежде всего, с мотивацией педагогической и научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава  и обеспечением условий для повышения результативности профессиональной деятельности. Важнейшее значение имеет и разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной службы и стимулирования добросовестного исполнения обязанностей на высоком профессиональном уровне, внедрение современных механизмов стимулирования высокоэффективной и результативной деятельности преподавателей, обеспечения их карьерного роста в строгом соответствии с высоким уровнем профессионализма.

Для изучения возможностей создания современных механизмов стимулирования педагогической деятельности преподавателей вузов МВД России в Воронежском институте была проведена опытно-экспериментальная работа, на основе которой обоснованы и сформулированы выводы и предложения по созданию таких механизмов. В процессе организации и проведения такой работы учитывалось, что профессиональная и служебная деятельность преподавателя в ведомственном вузе осуществляется в следующих направлениях: учебная и учебно-методическая работа, научная работа, воспитательная работа, а также физическая, огневая, психологическая, правовая и другие составляющие служебной подготовки.

До проведения опытно-экспериментальной работы оценка профессионализма и результативности деятельности преподавателей в Воронежском институте МВД России осуществлялась лишь по одному направлению – научной деятельности. Такая оценка проводилась на основе мониторинга, результатом которого становилась рейтинговая оценка результатов научной деятельности каждого преподавателя. Одновременно для оценки результативности служебной подготовки использовались показатели сдачи преподавателями зачетов на отдельных этапах физической, огневой подготовки, зачетов по результатам изучения важнейших нормативных документов, а также результаты тестирования, которое ежегодно проводится по окончании периода служебной подготовки, соответствующего учебному году.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы главным направлением повышения мотивационного эффекта механизмов стимулирования стала учебная и учебно-методическая деятельность преподавателей. Это объясняется следующими причинами: во-первых, от результатов учебной и учебно-методической деятельности преподавателей в решающей степени зависят в целом результаты подготовки высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел; во-вторых, учебная и учебно-методическая деятельность представляют наиболее сложное для оценки результативности направление деятельности преподавателей; в-третьих, предлагавшиеся для использования рейтинги учебно-методической деятельности несовершенны, нуждаются в корректировке с учетом устранения тех недостатков, которые выявляются лишь в процессе их практического использования; в-четвертых, необходим поиск новых методов стимулирования учебной и учебно-методической деятельности, учитывающих возможности использования инфокоммуникационных технологий обучения.

В целях повышения мотивационного эффекта механизмов стимулирования учебной и учебно-методической деятельности преподавателей в Воронежском институте МВД России были проведены следующие, ранее не проводившиеся мероприятия: внедрены новые, ранее не применявшиеся в рейтинговой системе оценки учебно-методической деятельности преподавателей; организовано проведение конкурса занятий, которые на электронных носителях были представлены кафедрами для формирования фонда таких занятий; группой экспертов из 10 человек (руководители учебного отдела, высококвалифицированные преподаватели) под руководством заместителя начальника института по учебной работе осуществлена комплексная оценка уровня профессионализма и результативности деятельности каждого преподавателя. За счет определенных изменений, внесенных в формы организации, осуществлялось усиление мотивационного эффекта и таких применявшихся ранее методов стимулирующего воздействия, как проведение конкурсов «На лучшее показательное занятие», «На лучшее учебно-методическое издание», «На лучшую разработку занятия», «На лучшую видеолекцию», «На лучший видеофильм».

Проведение исследовательской и опытно-экспериментальной работы по созданию современных механизмов стимулирования педагогической деятельности преподавателей вузов МВД России еще раз подтвердило, что в основу системы стимулирования преподавателей - сотрудников органов внутренних дел должны быть положены следующие принципы: справедливое вознаграждение, учитывающее значимость для общества и государства их деятельности; совершенствование структуры денежного довольствия с учетом особенностей профессиональной и педагогической деятельности преподавателей в целях оптимизации доли оклада денежного содержания в общем объеме денежного довольствия; обеспечение заинтересованности преподавателей в повышении результативности профессиональной педагогической деятельности, достижении установленных целей; эффективное сочетание материального и нематериального стимулирования преподавателей с учетом результатов их профессиональной педагогической и служебной деятельности.

Что касается материального стимулирования, то его возможности регламентированы введенными в действие с 01.01.2012г. нормативными документами, определившими переход к новому этапу реформирования органов внутренних дел. Жесткая регламентация тех выплат, которые осуществляются в соответствии с федеральными законами, не позволяет существенно дифференцировать надбавки к окладам денежного содержания, которые могли бы играть важную роль в стимулировании эффективной и результативной деятельности преподавателей ведомственных вузов – сотрудников органов внутренних дел. В этой связи особенно важно использовать любые возможности дополнительного премиального вознаграждения тех преподавателей, которые достигают особых успехов в осуществлении профессиональной педагогической деятельности.

По итогам исследовательской, а также опытно-экспериментальной работы, проведенной в Воронежском институте МВД России, можно сформулировать следующие выводы, которые могут иметь важное значение для создания современных механизмов стимулирования педагогической деятельности преподавателей вузов МВД России:

1) несмотря на существенные изменения, произошедшие в системе денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел (в том числе и преподавателей ведомственных вузов), сопровождающиеся значительным повышением размеров денежного вознаграждения, и в настоящее время законодательно установленная система денежного довольствия требует доработки в целях усиления стимулирующего влияния на результативность профессиональной педагогической деятельности преподавателей, т.к. созданная система не в полной мере позволяет использовать современные эффективные механизмы стимулирования их деятельности с учетом профессионализма и показателей качества и результативности  педагогической деятельности;

2) внедрение современных механизмов стимулирования профессиональной деятельности преподавателей ведомственных вузов в главном ее направлении – учебной и учебно-методической работе посредством использования оценочных показателей и рейтинговой системы в целом способствует повышению результативности деятельности отдельных преподавателей, а также кафедр института. Об этом свидетельствует позитивная динамика показателей работы кафедр, определенных методом экспертных оценок. В то же время система оценочных показателей и практика их использования нуждаются в совершенствовании;

3) усилению мотивации достижения высоких результатов в учебной и учебно-методической работе может послужить материальное стимулирование – премирование преподавателей, получивших высокие оценки за осуществление учебной и учебно-методической деятельности и занимающих первые места в рейтинге по итогам учебного года, побеждающих в проводимых в институте конкурсах;

4) позитивное стимулирующее влияние оказывает премирование, осуществляемое по итогам мониторинга и рейтинговой системы оценки научной работы преподавателей с использованием показателей установленных критериев. В то же время материальное поощрение должно соответствовать тому реальному вкладу, который вносится преподавателями, занимающими в рейтинге высокие места;

5) в основу разработки современных механизмов стимулирования деятельности преподавателей ведомственных вузов - сотрудников органов внутренних дел должно быть положено правило, согласно которому необходимо обеспечить справедливость вознаграждения, соответствующего сложности профессиональной деятельности и достижениям отдельных преподавателей в осуществлении педагогической деятельности. В то же время при разработке эффективных механизмов повышения результативности профессиональной педагогической деятельности преподавателей ведомственных вузов с учетом профессионализма и показателей результативности деятельности полезно учитывать мнение преподавателей, которое целесообразно выявлять  посредством анкетирования.

Создание современных механизмов стимулирования педагогической деятельности преподавателей вузов МВД России, основанных на эффективных формах и методах материального и нематериального стимулирования, научно обоснованных и апробированных показателях оценки профессионализма и результативности педагогической деятельности каждого преподавателя выступает важным фактором модернизации высшего профессионального образования.