Сведения об образовательной организации

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Извеков И.Н.
Институт образовательных технологий РАО
izvekov37@mail.ru

С принятием конституции РФ в 1993 г. генеалогическая деятельность студенчества, да и преподавательского состава, не стала сопутствующим аспектом ни в воспитании, ни в самовоспитании в учебно-воспитательном процессе высшего профессионального образования. Осознанное приобщение к национальным и духовным традициям на основе целенаправленного приобщения к генеалогическим ценностям и семейной преемственности поколений в студенческой среде высшей школы позволит обрести социальную компетентность в подготовке современных специалистов профессионалов.

В XXI веке отчетливо стали прослеживаться культурный, нравственный, интеллектуальный разрыв между современниками и предками, памятью о тех, кто в минувшие столетия стояли в цепи генеалогической преемственности поколений. Казалось бы, что отношение социума к памяти предков, семейным традициям, истории семьи каждого гражданина и ее роли в истории страны настолько естественно, нравственно, гуманно и востребовано, что можно было бы и не упоминать о генеалогическом феномене идентификации личности в воспитательной проблеме человека как субъекта общения и доверия. Однако на практике наблюдается иная картина. Так, например, известный просветитель, генеалог И.В. Сахаров отмечает наличие некого заболевания общества исторической амнезией.

В одном из своих публицистических обзоров И.B. Сахаров обозначил: «У подавляющего большинства наших сограждан не только отсутствует память о культурных традициях прошлого, но и вообще утрачено чувство родовых корней, утрачена память о близких предках, не говоря о предках дальних» [Сахаров И.В. Генеалогия в дореволюционной, советской и постсоветской России // Краско А.В. Школа практической генеалогии. СПб., 2013. С.3-20]. В ряде педагогических и психологических исследований, связанных с совершенствованием воспитательной деятельности социальных институтов РФ, констатируется, что в новый век вступило не одно поколение наших сограждан, которые в большинстве своем даже и не интересовались и не интересуются своими истоками: не знают и не помнят своего родства. Отмечается, что эти поколения и не подозревали и не подозревают, насколько исследование и почитание истории своей семьи не только духовно обогащает сознание и нравственно воспитывает человека, но и может оказаться занятием практически полезным, необходимым и, к тому же, увлекательным, познавательным, гуманным и востребованным не только современниками, но и потомками.

Воспитание в образовательных учреждениях высшей школы через целенаправленное приобщении к духовно-нравственным генеалогическим ценностям, прослеживание исторической преемственности поколений, а на их основе формирование исторически сложившегося гражданского самосознания, патриотизма, толерантности до сих пор не стало неотъемлемой частью практики развития социальной памяти и генеалогической культуры будущих компетентных специалистов. Казалось бы, начатая с 1993 г. оптимизация по выработке гражданской концепции общества под эгидой гуманизации воспитания и образования должна была взять для этих целей на вооружение и генеалогический феномен идентификации личности, сведенный, в годы советской власти на нет. Тем не менее, утраченная повсеместно в XX веке по идеологическим соображениям народная воспитательная традиция «Помнить и чтить родство свое!», так до сих пор и не обрела свою прежнюю легитимность и былую популярность у россиян, теперь потомков, вступивших в XXI век.

Причина не помнить гражданами преемственности поколений - это также недоработка ряда современных социально-экономических реформ в России, начавшихся в конце XX века. Можно отметить, что многие из начатых реорганизаций в значительной мере должны были коснуться российской семьи в части преобразовании семейного права. Оказалось, что унаследованную из XX века семейную политику невозможно просто усовершенствовать, адаптировав к новым социальным условиям. Она не только не работает и является слишком высокозатратной, но и способствует деградации семьи в современных условиях.

Задачу исправить создавшуюся ситуацию в стране призваны разрабатываемые в субъектах федерации концепции семейной политики регионов России, учитывающие не только рекомендательные документы федерального уровня, но и специфические особенности и возможности семейной политики в самих регионах. Региональные концепции семейной политики на практике оказываются сложными документами, в которых чаще всего не учитываются возможности реализации поставленных государством задач общественными организациями, государственными и муниципальными учреждениями, а порой и самими семьями. В процессе продолжающихся в регионах дискуссий предпринимаются попытки выработать такую основу современной семьи, которая сама в состоянии решать многие из воспитательных задач и в значительной мере выполнить свои основные социальные функции. В выработке и принятии такого документа предполагается реализовать принцип самодостаточности семьи как самостоятельного элемента социальной структуры современного российского общества и принцип равноправия этого звена во взаимоотношениях с государством.

Одна из целей таких дискуссий содействовать разработке и уточнению региональных концепций по семейной политике в форме рекомендаций для системы: дети – семья – воспитательные и образовательные муниципальные и общественные учреждения. Важно, чтобы такие концепции смогли работать на воссоздание института российской семьи на основе поддержания благоприятного климата в семье, возрождения преемственности, традиций и семейных ценностей, сохранения и укрепления внутрисемейных связей и связей между поколениями, передачу положительного опыта старших младшим. Именно такая работа в сфере многочисленных региональных субъектов и, в первую очередь, с участием системы непрерывно реформируемого образования, представляется одним из приоритетных направлений в духовно-нравственном, гражданском, патриотическом, толерантном воспитании учащейся молодежи. Многовековая народная практика воспитания россиян, основанная на преемственности поколений, почитании семьи, является тем условием, которое позволяет человеку не только представить и сохранить в своем сознании жизнь и быт предшествующих поколений, их занятия, традиции, обычаи, но и идентифицировать себя со своими истоками.

Целенаправленное приобщение личности к истории семьи, воспитание генеалогической культуры на основе использования инновационных дидактических программ в системе воспитания и образования позволят создать предпосылки для более успешного духовно-нравственного развития социума, ибо семейная память - основа культуры. Формирование генеалогической культуры личности с акцентом на генеалогический аспект обусловлено необходимостью восстановить преемственность поколений, имеющую как теоретическую, так и практическую ценность для нравственного становления личности в современном гражданском обществе.

Среди множества объективных и субъективных факторов экономических преобразований в России можно выделить социальную ситуацию общественного развития, способствующую или препятствующую развитию генеалогической культуры личности как только проблемы зависящей от семейного воспитания. Нельзя не согласиться, что особое место в формировании генеалогической культуры принадлежит семье как первому организующему началу приобщения ребенка к истории семьи, рода, семейным традициям, дальним и близким предкам. Семья выступает первым по времени фактором, влияющим на формирование генеалогической культуры гражданина страны. В настоящее время усиливается роль семьи как фактора воспитания человека. Именно семья призвана обеспечить с момента рождения до старости чувство защищенности и душевного комфорта. Как правило, в семье закладываются основы нравственного поведения молодого гражданина, будущего семьянина, продолжателя рода.

Однако современная семья испытывает значительные трудности в воспитании детей, так как в XX веке во многом были утрачены роль и традиции семейного воспитания. Катастрофически увеличилось количество неполных семей, бракоразводных процессов, гражданских браков, наличие сиротства, что ослабляет развитие нравственных и моральных ценностей семейных отношений. Обесценились такие важные в прошлом для россиянина понятия как традиционной (многодетной) семьи, «супружеская верность», «родительский долг», «семейные традиции», «целомудрие», «женственность», «девичья честь», «отцовский долг и честь» и др.

Во многих государственных документах, в том числе и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» первостепенное внимание нацелено на решение важнейших задач духовно-нравственного воспитания растущего поколения в социуме и семье. Определяется и отмечается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье и на этой основе разрабатываются цели и задачи воспитания подрастающего поколения как составляющей общей культуры личности. Что касается социума, то идеи приобщения граждан к ценностям генеалогии и вопросы формирования генеалогической культуры личности в семье с привлечением усилий институциональных и неинституциональных формирований пока редко пересекаются в исследовательском поиске разработки конкретных воспитательных программ. Ценностно-генеалогический подход в системе воспитания и образования граждан пока еще не стал предметом систематизированного изучения в педагогической науке.

В возрастных образовательных учреждениях, в том числе и высшей школы, ценностно-генеалогический подход как одно из стратегических направлений в воспитании генеалогической культуры личности, а на ее основе и нравственной воспитанности, до сих пор не находит применения. Как показывает практика, интеграция для этих целей возможностей семьи (как хранителя семейных ценностей) и образовательных учреждений (как разработчика методологии формирования генеалогической культуры личности на основе изучения истории семьи) до сих пор остается противоречием между богатством нравственного потенциала генеалогии и слабой его реализации в воспитательной практике общества. И в этом отношении изучение генеалогии и методов генеалогического анализа в возрастных средах гражданского общества становятся ощутимо востребованными в вопросах формирования генеалогической культуры российских граждан.

Дисциплина генеалогия в просвещении и образовании продолжает оставаться не востребованной для изучения и воспитания, и в базисных планах образовательных учреждений всех профилей и уровней отсутствует; практически не встречаются ее элементы и в рамках инвариантных планов и учебных программ. В данном случае речь идет о научной дисциплине «генеалогия», которая в качестве предмета своего исследования рассматривает процессы возникновения и развития родственных и свойственных отношений людей, несет в себе мощный воспитательный потенциал гуманизма, заключающийся в возможности заимствования современниками и потомками нравственных ценностей и традиций своих предков, отслеживать и блюсти преемственность поколений.

Формирование генеалогической культуры - это не только приобщение граждан к комплексу смежных гуманитарных знаний о человеке, но и приобщение их к генеалогическим изысканиям в процессе изучения истории семьи в истории Отечества. Сохраняя память о своих корнях, обычно оперируют понятиями «социальной памяти», трактуемой в социуме как «живая», «действующая» память. В повседневной жизненной практике социальная память формируется в процессе длительной разнонаправленной деятельности человека по осознанию себя как продолжателя своего рода, что и предполагает, в конечном итоге, развитие генеалогической культуры личности, её генеалогической идентичности.

Отметим, что такая пассивная практика формирования действующей «социальной памяти» малоэффективна, поддерживается, как правило, на основе передаваемых из поколения в поколение устных семейных легенд (нуждающихся в проверке и документальном подтверждении). Заниматься такой деятельностью самостоятельно, без элементарных навыков по генеалогии, консультаций у специалиста генеалога сложно, трудоемко, хлопотно. Отважиться на самостоятельные генеалогические изыскания может не каждый (по нашим наблюдениям, в лучшем случае: 1 из многих тысяч). В большинстве случаев люди, живущие в XXI веке, как правило, не знают, с чего начать свои исследования по истории семьи, как обратиться к теме генеалогической памяти о предках. В такой ситуации генеалогически безграмотного человека одолевают сомнения, нужны ли ему вообще такие исследования? Следует ли ему окунаться в мир малопонятной для него генеалогии и идентифицировать себя с предками?

Концепции государственной региональной политики нацелены на экономическое развитие субъектов РФ и стимулирование различных социальных, гражданских и различного рода программ духовно-нравственного содержания. Цель многих программ - активизация воссоздания многовековой российской традиции преемственности поколений. Как организовываются такие программы? Известен опыт работы общественных организаций. Например: региональные общественные организации «Российской ассоциации жертв незаконных политических репрессий». Или генеалогических организаций (стали образовываться в России после принятия конституции РФ в 1993 г.). Общественные организации генеалогической направленности (историко-родословные, генеалогические общества, союзы потомков дворян, купечества, Союз потомков участников войны 1812 года и др,) создаются, как правило, в крупных городах регионального подчинения. Отметим: их мало и они немногочисленны. Их основная цель - популяризация исторических, генеалогических и историко-семейных знаний среди граждан в регионах.

Большие возможности в решении разнообразных воспитательных программ на основе воссоздания российских культурных, исторических и генеалогических традиций имеются в деятельности администраций регионов РФ. Например, программы формирование генеалогической культуры могут реализовываться в различных региональных комитетах: образования, культуры, молодежи, архивов (в том числе отделений ЗАГС), музеев, библиотек. Не исключена разработка таких программ не только комитетами, но и в их совместной деятельности с участием других региональных ведомств: спорта, СМИ, социальной работы конфессиональных организаций и др.

Развитие интереса граждан к истории семьи начинается, как правило, с освоения элементарных генеалогических знаний, умений и навыков под руководством специалиста-генеалога в среде общения. Такие встречи и общения сопровождаются обучением навыка составления генеалогических документов: родословных, поколенных росписей, рассказами о восстановлении и приведении в должный порядок домашних (семейных) архивов. Важно в процессе просветительской деятельности по изучению истории семьи в истории Отечества своевременно организовывать высококвалифицированные консультации генеалогами, историками, научными сотрудниками библиотек, архивов, музеев (муниципальных, областных, региональных, ведомственных).

Изучение истории семьи – это, прежде всего, целенаправленный сбор информации из разнообразных хранилищ родоведческих материалов, которые позволяют человеку найти истоки и этимологию происхождения своей и породненных фамилий, проникнуться почтением к памяти ключевых вех в истории семьи, представить жизнь и быт кровных и свойственных родственников в поколениях, их занятия, традиции, обычаи, духовность. Переход этой информации во внутренние детерминанты поведения личности отражается в ее духовном самоопределении, в ориентации на социально-ценностное поведение и деятельность, на осознание своей принадлежности к семье и ее новообразований.

Изучая историю семьи, человек становится исследователем, берет на себя миссию посредника между прошлым и настоящим, прогнозирует будущее и отображает микроисторию предшествующих поколений, что приводит к более заметному интересу в познании истории Отечества. Именно с этого начинается процесс самоидентификации личности по семейной принадлежности, с генезисом своего рода (генеалогическая идентификация) в практической жизни, что знаменует собой явление, характеризующее едва ли не главную духовно-нравственную составляющую общекультурного уровня развития личности, делает ее более целостной и истинной.