Сведения об образовательной организации

САЙТ «МУЗЕЙ ОСНОВАТЕЛЯ ПИТИРИМОВСКОЙ ГИМНАЗИИ М.Т.ПОПОВА» В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

САЙТ «МУЗЕЙ ОСНОВАТЕЛЯ ПИТИРИМОВСКОЙ ГИМНАЗИИМ.Т.ПОПОВА»В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Новикова С.Г.
МАОУ гимназия № 7 им.св. Питирима, г. Тамбов
s.poison@mail.ru

Понятие «духовность» имеет важное значение и играет решающую роль в ключевых проблемах: человек, его место и предназначение в мире, смысл его бытия, культура, общественная жизнь. По мнению ученых, понятие «духовность» - это категория этики, которая определяет нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, это живой источник добродетелей человека, его моральная способность и высшая ценность.

Данное понятие в философии обычно связано, прежде всего, с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания. В быту же под духовностью понимают нравственность, религиозность. Это определенное свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, это проявление в человеке качеств, которые никак не связаны с нашим миром и дающие человеку возможность внутреннего роста.

В последнее время слово понятие «духовность» всё чаще используется во всех сферах жизни. Политические партии, общественные организации, государственные структуры говорят о «духовном возрождении России», ратуют за духовное пробуждение народа», несмотря на то, что стоят иногда на диаметрально противоположных позициях.  Так каковы же критерии духовности? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, ясно только, что духовность рождается и проявляется через человека.

Человек может и искусство, и религию превратить в бездуховное и привести к деградации, а самый тяжелый физический труд наполнить духовным содержанием. Понимать друг друга, уважать человека любого вероисповедания и любой идеологии, больных и «умственно отсталых», президентов и преступников - это и есть духовность.

Однако, по мнению многих представителей научного сообщества, на пути к духовности стоит немало препятствий, и самое большое - это безграмотность. Действительно, как считают исследователи, практика показала, что именно в духовной сфере люди наиболее безграмотны, независимо от наличия высшего образования, научных степеней, духовных санов, количества прочитанных книг и т. д.

В данный момент много рассуждают о подобной безграмотности современных подростков, о проблемах, связанных с духовно-нравственной сферой, отсутствии у них мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации, коммерциализации и негативного влияния СМИ. Для чего даётся человеку информация по телевизору или в газете, на уроке или каких-либо сайтах? Услышав что-либо по радио, увидев по телевизору или в интернете, использовать полученную информацию можно и во вред, и во благо. И, к сожалению, информационный бум, ставший реальностью нашей жизни, зачастую приводит к обнищанию духовной стороны личности детей. Однако дети наделены редчайшим свойством – при эмоционально-психологическом воздействии, их восприятия очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Одним из таких средств воздействия может стать интернет, точнее некоторые сайты, своим содержанием направленные «во благо», на возрождение духовности подростков. Необходимо пробудить в них патриотизм, любовь к Родине, а это те чувства, которые требуют усилий, душевного труда. Основа подлинного патриотизма – готовность к служению ближним, труд на благо Родины, постоянное нравственное самосовершенствование, духовное возрастание. Истоком такой готовности может стать прикосновение души молодого человека к истокам своего народа, к истории своего Отечества, начинающегося с истории семьи, собственного дома, истории своей школы. Память о наших предках составляет главное богатство нашей души.

Вот таким соприкосновением с историей и современной жизнью Отечества призван стать проект «Виртуальный музей основателя Питиримовской гимназии М.Т.Попова». Данный проект направлен на формирование мировоззрения детей через приобщение к социокультурному опыту предшествующих поколений, воспитанию чувства причастности к национальной истории через осознание неразрывной связи истории родного города с важнейшими событиями истории страны. Воспитание гражданского и патриотического самосознания музейными средствами позволит правильно сориентировать ребенка на духовные ценности.

М.Т. Попов является одним из ярких представителей меценатов и благотворителей Тамбовского края, выдающимся общественным деятелем своего времени. Именно в его честь создан «Музей им. М.Т. Попова гимназии №7». Музей является виртуальным, на страницах документов находится много активных ссылок, которые связаны с другими сайтами, представляющими более развернутые материалы по интересующим фактам.

На основе работы поискового отряда было создано генеалогическое древо семьи Поповых, создана летопись гимназии с момента основания по материалам архивов и тематических встреч с выпускниками разных лет.

На первой странице музея, представляющей некое фойе, расположены дверки, ведущие в различные залы:

- «У истоков» (представлена история создания гимназии №7, фотографии потомков М.Т. Попова, с которыми гимназия поддерживает связь; история епископа Питирима);

- «Гимназия в лицах», где можно познакомиться с руководством гимназии с начала ее основания до настоящего момента, учителями-ветеранами и педагогами, работающими в настоящее время, а также выпускниками гимназии (в этом разделе собраны материалы не только о выпускнице гимназии Тамаре Дерунец, но и о других учениках, погибших в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чеченской республике);

- «На стыке времен» - эта страница отправит нас в историю Тамбова. Здесь можно познакомиться с историей Тамбова в годы Антоновщины и времена советского периода.

- «Страницы, опаленные войной» посвящены тяжелым годам Великой отечественной войны. Поисковыми отрядами гимназии собран материал о ветеранах Тамбовщины и в виде памятной книги представлен в этом разделе.

- Годам войны посвящена еще одна страница «Музей французского сопротивления», представленная, однако, отдельно. Долгие годы в стенах гимназии располагался Музей французского сопротивления, созданный еще в советские годы. За время существования музея был накоплен огромный материал о французском сопротивлении и полке «Нормандия-Неман». Ученики школы вели переписку с участниками полка, проводились слеты, также и в стенах гимназии с участием французских ветеранов. В этом же разделе собраны материалы о матушке Марии, русской эмигрантке, ставшей монахиней, помогавшей сопротивлению и погибшей в концлагере. Сохранившиеся сборники стихов матушки и репродукции картин также можно найти в музее гимназии.

- Страница «Прогулки по городу» познакомит с видами города Тамбова практически с момента его основания и до наших времен. Помимо этого можно совершить виртуальную экскурсию по городу, так как здесь представлена серия видеофильмов «Экскурсии по Тамбовскому краю», созданные педагогами и учениками гимназии.

- «Духовное краеведение» - страница, посвященная духовной стороне жизни Тамбовщины – это деятельность таких людей, как Питирим и Лука, это история храмов и монастырей Тамбова.

Большое значение имеет то, что фотоматериалы, расположенные в музее, собраны в альбомы формата 3d, также отдельно имеется большой архив видеофайлов, посвященный истории гимназии и Тамбова в целом.

Таким образом, можно констатировать, что музей в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания учащихся. Использование средств музея позволяет адаптировать подростков к восприятию окружающего мира на основе законов культуры, традиций и бытия предков, к современной жизни. Известный философ ХIX века Н.Ф. Федоров считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности, называя их «высшим учреждением единства». Ученый видел в них институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего в настоящем. Храня память «об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей образовывает и воспитывает душу».