Сведения об образовательной организации

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРА-ДИЦИЙ КАК ОСНОВЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ КАК ОСНОВЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Митропольская А.В.
маоу сош № 22, г. Тамбов
anzmitr@yandex.ru

Включение современной образовательной системы в мировой образовательный процесс обеспечило ее развитие в логике новых тенденций, возрождая лучшие черты школы дореволюционной России, где образованию женщин уделялось особое внимание. Организованное с учетом развития традиций, женское образование приводило к положительному результату. Попытки последних лет активизировать женское образование диктуют необходимость обратиться к традициям духовно-нравственного воспитания в системе женского образования, сложившихся в России в XIX - начале XX вв., как периода расцвета деятельности и ярких результатов известных женских учебных заведений. Успех возрождения традиций женского образования зависит от степени изученности и применения традиционных культурных ценностей России прошлых лет. Традиционное не может рассматриваться как простое воспроизводство прошлого, а современное означает отражение новых сегодня возникших явлений с учетом положительного опыта прошлого.

В силу существенного искажения нравственных качеств в образе современной женщины остро встает вопрос о восстановлении подлинных идеалов русской девушки. Основополагающим и положительным нравственным идеалом для русской девушки дореволюционной России был идеал добропорядочной жены и заботливой матери. В последнее время эта сфера претерпевает искажение и смещение в сторону формирования женщины-профессионала. Назрела потребность подготовки женщин к семейной жизни, полноценному выполнению функции материнства.

В поведении и образе жизни многих современных женщин России ощущаются издержки нравственного воспитания. Заметна утрата главного нравственного охранительного чувства, которое  формировало облик русской девушки: целомудрие,толерантность, хозяйственность, жалость, сострадание, милосердие и другие. Синтез перечисленных и других качеств составляет особую домашность девушки - будущей жены, матери и хозяйки.

Сегодня в системе женского воспитания это направление утрачено. Со временем стали меняться женские идеалы, а в следствие и сам образ женщины. Для современных девочек характерны другие идеалы. Этодевушка – фотомодель, отличающаяся хорошей внешностью и фигурой. Другой идеал, который завоевывает сегодня огромную популярность, несмотря на очевидную его безнравственность —девушка как блудница. Известно о печальных последствиях этого стиля жизни. Сегодня в России процветает женская преступность, алкоголизм, наркомания, сексуальная распущенность, неумение вести домашнее хозяйство, праздность, детоненавистничество, нетолерантность и прочее, что приводит к быстрому распаду семьи, снижению рождаемости, неудовлетворенности своей жизнью многих женщин.

На базе последствий длительной эмансипации, изменения качества жизни, появления множества соблазнов, развития СМИиКТ, социально-экономического прогресса, круг интересов женщины стал настолько широк, что постепенно она стала удаляться от семьи и своих материнских обязанностей. Одновременно эта проблема была упущена в воспитательном процессе  общеобразовательной системы.Растеряны традиции воспитания женщин, наработанные в советской школе, а взамен ничего фактически не предлагается.

Понятие традиция - одно из самых многозначных в научном лексиконе. Многогранность термина обусловила изучение его в различных областях знаний. Понимание традиции как важной формы сохранения и передачи культурного наследия подрастающим поколениям послужило причиной её исследования педагогами. Духовно-нравственными традициями пронизана  материальная и духовная культура, социальная и семейная жизнь, все множество систем межличностных отношений. В духовно-нравственных традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек, включаемых в родовой потенциал культуры.

Актуализация традиций женского образования прошлых лет возможна на основе культурологической концепции образования, при рассмотрении области образования и воспитания как механизма сохранения культурного наследия. Однако, долгое время образование и воспитание в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к утрате многих традиций русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и других черт. В результате сформировался человек, наделённый такими чертами, как авторитаризм, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, жесткость и жестокость, страх перед будущим и др. Применение аксиологического подхода подчеркивает стремление педагогов обобщить отечественное историко-педагогическое наследие на новом уровне его осмысления, извлечь положительные уроки прошлого, использовать забытые формы и методы работы, актуализировать идеи. Препятствием является утрата форм сохранения наследия. Наиболее распространенным является мнение о том, что формой закрепления значимого социального опыта выступают именно духовно-нравственные традиции.

Из всех традиций, влияющих на формирование женщины, особую роль играют духовно-нравственные традиции. Развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта культуры. Традиции женского образования дореволюционной России - это установившиеся высоконравственные порядки в его организации, содержании и технологиях, основанных на принципе народности, которые необходимо пытаться применить в современной школе.

Духовно-нравственные традиции обладают двумя, взаимоисключающими друг друга, но на самом деле органично синтезированными признаками: постоянством и динамичностью. Постоянство заключается в прочном укорененном базировании на вечных объективных ценностях мироздания - истине, добре и красоте, отраженных в накопленном человечеством культурно-историческом опыте и осмысленном постижении объективной реальности, проверенной временем и получившей оценку. Динамизм традиций проявляется в их циклическом раскрывании или спиральном развертывании (воспроизведении) и принятии в качестве необходимого условия культурной идентификации личности, осознания своей сопричастности к семье, роду, социальной группе, исторической общности и т. д. Совершаемый с определенными временными и пространственными интервалами процесс повторения традиции является залогом жизнеспособности культуры - главного фактора жизнедеятельности народа и важного условия непрерывности образования как формы культуры. В процессе принятия или отвержения традиций в понимании личности выстраивается пирамида общечеловеческих ценностей и определяется стратегия поведения и жизнедеятельности.

Приоритет духовно-нравственных традиций, рассматриваемых как знание, в непрерывном образовании обусловлен самим способом познания - получением знаний, который предусматривает раскрытие и принятие традиции через целенаправленное оглядывание в прошлое и осознание своего духовного и культурного наследия. Итогом такого познания становится совершенствование женского образования в современных условиях на основе возрождения духовно-нравственных традиций дореволюционной школы. Ожидаемый результат заключается в том, что духовно-нравственные традиции женского образования обеспечивают преемственность и связь женщины и семьи, женщины и детей, женщины и общества, а так же связь со своей Родиной и ее историей, извлечение опыта организации своей жизни и деятельности, как труженицы,  жены и матери. 

Традиции женского образования сохранены преимущественно в двух формах:

  • психологическая (душевный и умственный склад, установки, ценностные иерархии, идеалы, святыни);
  • материально-знаковая (язык, коммуникативно-знаковая среда; инвариантные черты исторической жизни; устоявшиеся способы реагирования на вызовы). 

Духовно-нравственные традиции выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе духовно-нравственных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе и многое другое.

Говоря о духовно нравственных традициях в системе женского образовании целесообразно рассматривать отдельные древние формы, обычаи, порядки, правила поведения, фольклорную ценность, передаваемые от одного поколения к другому или определенные линии преемственности в исторической жизни народа. Перечисленные направления могут найти творческое воплощение в организации костюмированных балов, народных и семейных праздников, спектаклей, концертов, в работе кружков, студий и других объединений по интересам. На наш взгляд предлагаемый подход наиболее полно реализуется в программе «21 век». Ее содержание позволяет образовательной системе аккумулировать, сохранять, передавать и воспроизводить духовно-нравственный опыт и интерпретировать его в соответствии с новыми конкретно-историческими условиями.