Сведения об образовательной организации

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ О ПАТРИОТИЗМЕ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ О ПАТРИОТИЗМЕ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Емельяненко А.А.
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
emelya-kurs@list.ru

Среди всех составляющих боеспособности войск во все времена великими полководцами и военачальниками подчеркивалась значимость духовных сил. И даже больше того, по мнению некоторых авторов, основой культуры России, её государственного и военного строительства всегда вступала духовность. И в настоящее время духовное наследие, как отмечает А.Ю. Голубев, традиции и ценности российского воинства сегодня воспринимается как главная опора в деле развития армии.

Неоспорим тот факт, что духовность армии невозможно рассматривать, не вытекающей из духовности российского общества, которая несёт в себе такие основы как патриотизм, православие, самобытная культура российского народа, а также национально культурные основы и особенности многих других народов и народностей России. При этом М.В. Воропаев и Е.А. Молоканова отмечают, что духовность Вооружённых Сил имеет свои особенности в виду специфики деятельности этой организации. Как указывает О.В. Шевченко: «Основанием для функционирования духовных традиций выступает деятельность людей в обществе... будучи порождением жизнедеятельности конкретного социума, духовные традиции отражают в себе основные черты этой жизнедеятельности в снятом виде…». 

Общим для духовных традиций общества и его вооруженной организации является наличие единых ментальных основ, т.е. психологических установок, социального мировоззрения. Одной из таких основ является патриотизм.

Патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, от patris – родина, отечество), любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. В большинстве определений основными признаками этого понятия являются любовь к Родине (Отечеству), гордость за свою страну, преданность своему Отечеству и гордость за него.

Достаточно широко обозначено содержание рассматриваемого понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».

А.В. Тимофеев рассматривает патриотизм как нравственное качество человека, которое выражается в его преданности Родине, в осознании ее величия и славы, в переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

В.И. Лутовинов утверждает, что среди духовных качеств современного военнослужащего патриотизм занимает доминирующее положение и олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении России.

Во время изучения особенностей патриотизма курсантов был проведён анкетный опрос, в котором приняли участие 351 респондент, из них 221 – курсанты первого курса и 130 – курсанты пятого курса. В процессе опроса был обнаружен некоторый разброс мнений между выборками в отношении сути исследуемого вопроса.

Так, например, патриотами себя считают 256 (72,9%) опрошенных курсантов, при этом к ним относятся: курсантов первых курсов – 68,78%, курсантов пятых курсов – 80%. Это свидетельствует о том, что патриотические чувства старшекурсников имеют более чёткую выраженность и однозначную осознанность. Это также прослеживается в цифрах, представляющих вариации ответа «Скорее считаю себя патриотом, чем нет»: курсантов первых курсов – 25,79%, курсантов пятых курсов – 19,23%. К числу патриотов своей страны не относят себя 1,71% от общего количества опрошенных курсантов, при этом из курсантов первого курса обучения не патриотов встречается 3,16%, а из курсантов пятого курса – 0,77%. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что 96,3% опрошенных курсантов склонны считать себя патриотами, и что большее осознание себя патриотами присуще курсантам-пятикурсникам. Однако более четверти опрошенных курсантов высказывают космополитичные идеи.

Космополитизм – противоположность патриотизма, идеология так называемого мирового гражданства, идеология, проповедующая отказ от национальных традиций, национальной культуры, патриотизма, отрицающая национальный суверенитет. Так, полное принятие своей национальной принадлежности свойственно 94,02% опрошенных: они считают, что каждый человек должен осознавать свою национальную принадлежность, знать язык и культуру своего народа. Частичное принятие национальной принадлежности свойственно 2,56% респондентов и полное ее отсутствие – 2,28%. Представленные данные согласуются с ответами на вопрос о вызываемых чувствах по отношению к национальности. Так, гордость по отношению к своей национальности испытывают 94,02% опрошенных курсантов. Испытывают некоторое неудобство из-за своей национальности незначительное число опрошенных – 0,57%. Безразлично и без особых чувств к своей национальности относятся 4,84% респондентов. Интересно отметить, что гордость за свою национальность в большей степени свойственна курсантам первого курса.

Также в основе космополитизма может лежать не столько отсутствие патриотизма и пренебрежение национальными традициями, ценностями, сколько стремление избежать государственно-политических ограничений, то есть свободно выбирать страну проживания. Так 28,77% опрошенных курсантов считают, что человек должен жить в той стране, где ему больше нравится, а также в их числе имеются курсанты (5,98%), которые утверждают, что наиболее тёплые чувства у них вызывает понятие «планета Земля», а не «Россия», «родной  край» или «город». При этом примерно пятая часть опрошенных указывают, что жили бы в другой стране, если бы не ряд причин, таких как: незнание языка (0,57%), отсутствие возможности (2,28%), экономическая нецелесообразность (0,28%), отсутствие юридического права ввиду военной обязанности (8,26%), нежелание перемен (0,85%) и др. 80% опрошенных курсантов утверждают, что их все устраивает в России и переезжать за границу на ПМЖ они не собираются. Интересно отметить, что третья часть от оставшихся (19,09% опрошенных) утверждают, что они не переехали жить за рубеж лишь потому, что время еще не пришло, а само намерение видимо присутствует – и это второй по популярности ответ. Различия проявления космополитических чувств между курсантами первых и пятых курсов носят скорее характер тенденций, нежели закономерностей. Так, космополитические настроения в большей степени прослеживались в ответах курсантов пятых курсов. 

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные дела и поступки для Отечества и государства. Русский критик-демократ В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества: «Любить свою Родину, подчеркивал он, – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому». Истинный патриотизм, как отмечает В.И. Лутовинов, всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.

Готовность курсантов к конкретным действиям на благо Отечества была отмечена по поводу: воспитания детей в традициях своего народа (95,44%), работы (службы), приносящей пользу (95,16%), участия в выборах (85,19%), участия в волонтерских (добровольческих) акциях (62,68%), исполнения обязанностей добровольных дружинников (56,13%). Менее популярными ответами стали: готовность выступать официальным свидетелем по фактам противоправных действий (43,59%) и готовность участвовать в митингах, демонстрациях (15,67%). Интересен факт большей готовности курсантов первого курса к активному участию в волонтерских акциях и добровольному исполнению обязанностей в качестве дружинников.

Как правило, на формирование патриотического сознания и чувств большое влияние оказывают этническая общность и религиозная конфессия. Их исторический опыт и традиции, а также характер и состояние межнациональных и межконфессионных взаимоотношений оказывают заметное влияние на содержание и формы проявления патриотизма. При этом на уровне общественной психологии может сформироваться так называемый квасной патриотизм с присущими ему самолюбованием, стремлением к замкнутости, националистическими настроениями.

Проблема межэтнического напряжения в нашей стране не теряет актуальности. В своём обращении к Правительству Российской Федерации В.В. Путин обозначает одной из причин межнациональных проблем действия так называемых «русских националистов». Ввиду того, что Российская Федерация является многонациональным государством, российский патриотизм следует считать скорее противоположностью русскому национализму. Однако курсанты, считающие себя патриотами, высказывают националистические настроения. Так, 36,18% опрошенных утверждают, что их раздражает присутствие иностранцев в стране. А также пожелали не допускать в страну представителей западноевропейских стран - 8,55% опрошенных, представителей стран Азии – 11,4%, и полностью ограничили бы контакт с мусульманскими народностями России – 8,26%, с представителями народов Кавказа – 36,92%. Обращает на себя внимание факт межнациональной нетерпимости курсантов пятого курса. Больше половины (57,69%) курсантов-выпускников обозначили свое негативное отношение к присутствию иностранцев в стране. В то время как наличие дискомфорта или раздражения по поводу присутствия иностранцев в стране зафиксировали лишь 23,52% опрошенных первокурсников, что указывает на большую межнациональную толерантность курсантов первых курсов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что несмотря на мнение самих курсантов, далеко не все из них являются истинными патриотами своей страны. Так, четвертая часть опрошенных курсантов высказывают космополитические настроения, третья часть – демонстрирует признаки национализма. При этом космополитизм в большей степени свойственен курсантам первых курсов, а национализм курсантам пятых курсов. Патриотизм «в чистом виде» свойственен примерно половине опрошенных курсантов и осознание себя патриотами более свойственно курсантам-выпускникам.

Необходимо помнить, что потеря духовных скреп сопровождалась во все времена распадом и исчезновением государственности или, в лучшем случае – поглощением ее «соседями». Умные враги прекрасно понимают важность вопроса и знают, какую роль играют духовные святыни ? и свои, и противника. По мнению А.В. Черкасова, в наши дни возникла реальная угроза утраты многих духовных ценностей, которые на протяжении веков были основополагающими в жизни народов России, возникает опасность полной утраты духовных основ воинского служения, что также прослеживается и в результатах нашего исследования.

Воинское служение невозможно без любви к Отечеству, без воспитания у военнослужащих истинно патриотического начала. Ведь военнослужащий, лишенный чувства гражданской ответственности, личного достоинства, космополитически или националистически настроенный, не сможет качественно исполнить воинский долг по защите своего Отечества. И это необходимо учитывать при организации образовательного процесса и проведении повседневной деятельности.