НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Барановская Т.А.
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
helelevka@yandex.ru
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны и её духовные и культурные традиции.
Составляющимигармоничного и духовно-нравственного развития личности являются:
- формирование готовности и способности студентов к нравственному и духовному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала на основе универсальной духовно-нравственной компетенции;
- укрепление ценностно-смысловой ориентации;
- развитие основ нравственного самосознания личности, позитивной самооценки и самоуважения;
- укрепление готовности и способности открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, адекватного проявления критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- воспитание способности вариативности самостоятельных поступков и действий, совершаемых на основе морального выбора, чувства ответственности за их мотивацию, реализацию и достижение результата;
- воспитание трудолюбия, жизненного оптимизма, позитивизма, способности к принятию и преодолению трудностей;
- осмысление осознания ценности человеческой жизни.
Основными направлениями воспитания студентов в контексте национальных и духовных традицийявляются:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному.
6. Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья.
7. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
8. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
Основными принципами в становлении духовных традиций являются:
1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Аксиологический: отношение человека к собственному существованию, целомудрие и благородство; честность, правдивость и искренность; благочестие, благоговение и праведность.
3. Развивающий принцип: метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности.
4. Принцип непрерывности и преемственности воспитания: преемственность между всеми ступенями обучения и воспитания.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Традиционным источникам нравственности являются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:
- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является главным фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - ключевая задача современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.