Сведения об образовательной организации

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Барановская Т.А.
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
helelevka@yandex.ru

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны и её духовные и культурные традиции.

Составляющимигармоничного и духовно-нравственного развития личности являются:

- формирование готовности и способности студентов к нравственному и духовному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала на основе универсальной духовно-нравственной компетенции;

- укрепление ценностно-смысловой  ориентации;

- развитие основ нравственного самосознания личности, позитивной самооценки и самоуважения;

- укрепление готовности и способности открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, адекватного проявления критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- воспитание способности вариативности самостоятельных поступков и действий, совершаемых на основе морального выбора, чувства ответственности за их мотивацию, реализацию и достижение результата;

- воспитание трудолюбия, жизненного оптимизма, позитивизма, способности к принятию и преодолению трудностей;

- осмысление осознания ценности человеческой жизни.

Основными направлениями воспитания студентов в контексте национальных и духовных традицийявляются:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному.

6.  Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья.

7. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

8. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

Основными  принципами в становлении духовных традиций являются:

1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2. Аксиологический: отношение человека к собственному существованию, целомудрие и благородство; честность, правдивость и искренность; благочестие, благоговение и праведность.

3. Развивающий принцип: метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности.

4. Принцип непрерывности и преемственности воспитания: преемственность между всеми ступенями обучения и воспитания.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Традиционным источникам нравственности являются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

-  человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие  понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является главным фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - ключевая задача современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.