Сведения об образовательной организации

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 

Прокудин Ю.П., Милосердова Т.Е.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
prokudin68@mail.ru
Институт повышения квалификации работников образования
neznanova-tanya@mail.ru

Высшее образование всегда является залогом успеха и больших карьерных перспектив. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя стабильно и комфортно в стремительно меняющихся условиях? Качественное престижное образование, признанное во всем мире. Россия, являясь мировым лидером по уровню грамотности населения (99,6%), по праву гордится своей системой образования, которая является одной из лучших в мире. Российское высшее образование опирается на всемирно известную школу фундаментальной и прикладной науки, в основе которой лежат гениальные открытия русских ученых, предопределивших развитие мировой научной мысли на многие столетия вперед.

Стоит обратить внимание на историю становления высшей школы в России. Московский университет был основан в 1755 г., остальные (около 1800 г.) – вслед за ним. Организационно они воплотили средневековую немецкую традицию собрания различных факультетов, но их функционирование осуществлялось по французскому образцу: они воспитывали исполнителей воли государства. Эта традиция была продолжена и при советской власти, которая поощряла техническое развитие и создала много технологических институтов (этот технократический оттенок сохранился до сих пор: из 450 специальностей государственного реестра только 132 отражают социально-гуманитарную, естественнонаучную и другую, отличную от технической, тематику).

Между Российской Империей и Советской Россией наблюдается значительное сходство в области государственного контроля над высшим образованием. Советский период характеризуется щедрым финансированием исследовательских институтов, ученых и студентов во многих областях, исключая некоторые гуманитарные дисциплины. Современная наука и высшее образование разделяют с авторитарным мышлением и коммунистической парадигмой общее наследие эпохи Просвещения. Поэтому не удивительно, что в некоторых проявлениях они сходятся.

Сегодня считается, что российская экономика находится в состоянии перехода «от государственной экономики к рыночной». Россия стала демократическим государством, хотя пока еще и не устойчивым. Так как высшее образование связано с экономикой и государственным устройством, это означает, что высшему образованию в России в целом и гуманитарному, в частности, придется пройти сквозь свой собственный процесс изменения и демократизации. В последнее время достаточно возросла значимость отдельных дисциплин, обусловленная новыми потребностями в знаниях и изменением профессиональных горизонтов. Это привело к тому, что у студентов и у преподавателей появились новые приоритеты: популярными стали менеджмент, бизнес, право и экономика, в то время как «чистые» гуманитарные, технические и естественные науки отошли на второй план.

Во всем мире высшее образование связано с внутренними потребностями государства и его традициями. Это свойственно и высшему гуманитарному образованию в России. Основной целью Национальной доктрины  образования в Российской Федерации является историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Само по себе образование балансирует на пересечении очень разных традиций: с одной стороны, традиции высшего образования вообще, с другой стороны, традиции христианства. В последние годы у российских людей стали раскрываться глаза на вещи, ранее от них абсолютно закрытые, а у молодежи пробудились мистические интуиции, и дети начали открывать для себя то, что было отброшено их родителями, совершенно естественно возник интерес к философии, религии, христианству и, в частности, к Православной Церкви. Единственной силой, способной вдохнуть жизнь в масштабный общероссийский просветительский проект, может стать Русская православная церковь, сохранившая смысл и дух просвещенческой деятельности.

Но говоря о потребности в духовном просвещении народа и о том, чем оно отличается от идеалов эпохи Просвещения или той государственной системы просвещения, которая функционировала в СССР, следует помнить о том, насколько незаметно происходит иногда подмена понятий, смыслов, ценностей. Просвещение, творимое людьми, как известно, может не только нести «свет к просвещению язычников», но и стать источником тьмы, если сами просветители забыли о Том, Кто творит свет и образует тьму. И «горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою» [ Валерий Расторгуев. Духовное просвещение и ценностные ориентиры политического планирования.  http://ruskline.ru/analitika/2011/02/17/].

Однако религиозное и философское пробуждение столкнулось с очевидной неготовностью всех общественных структур и служб, включая общественных деятелей и политиков, педагогов и работников средств массовой информации, а главное – самого духовенства, отвечать компетентно и добросовестно на вопросы и заблуждения, годами копившиеся в умах и душах людей. Церковь открыто заявила о своем желании конструктивно сотрудничать с Государством и, в частности, в такой особенно чувствительной, ключевой области, как система образования. В России появились кафедры религиоведения в университетах, многочисленные проекты гуманитарных университетов и академий, поражающие воображение. Но речь не о «прожектах», речь об основах и принципах обучения, которые должны прийти на смену марксизму.

Возникла реальная необходимость создания программы гуманитарного образования нового для России типа, обеспечивающего неразрывную связь гуманитарной науки с утраченными элементами религиозной, культурной и в целом духовной жизни России. Речь идет о проблеме взаимодействия религиозного сознания с культурой и обществом. Религиозное сознание должно быть просвещенным. Равным образом и культуре необходимо своего рода духовное просвещение, открывающее еще одно ее измерение. А для этого нужна среда, где бы реально происходили эти встречи религиозного сознания, мышления и знания [Печерская Н.А. Новые задачи обучения в контексте интеграционных процессов в науке и религии // Россия и интернационализация высшего образования. М., 2005].

Таким образом, проблема гармонизации единения образования и веры, их мировоззренческого синтеза заставляет обратиться к святоотеческой литературе. Изучение духовной литературы дает возможность понять традицию, к которой мы принадлежим, понять веру, которую сохранили духовные писатели. Творения Святых Отцов Церкви никогда не теряют актуальности, потому что в них рассматриваются вопросы, от ответа на которые зависит настоящее и будущее человечества. Знание святоотеческой литературы помогает познать себя, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими людьми, наладить свою духовную жизнь. Привлечение идей христианской антропологии нужно и для духовно-нравственного воспитания и для понимания современной действительности.

Процесс развития традиции и есть переход в новое. Именно благодаря этому в каждый исторический период традиция может удовлетворять не только познавательный интерес к прошлому, но и актуальные жизненные, культурные потребности живущих поколений в настоящее время. Традиционная культура может и должна оставаться созвучной, изменившемуся общественному сознанию и  восприниматься психологией  общества именно в этот отрезок времени.

Для воспитания поколений должна быть найдена такая основа, которая позволяла бы опираться на достижения науки и человеческой практики  гибко реагировать на новые образовательные тенденции. Наше образование традиционно обращало внимание на культивирование у учащихся тех ценностей, которые соответствовали духовной традиции русского государства. Задача современного образования - сохранить эту традицию. А в центре нашего образования должны находиться этногенез и история российской цивилизации.