Сведения об образовательной организации

К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 

Камышинская А.Е., Сахарова О.А., Федорова И.А.
НИУ БелГУ «Белгородский Государственный Университет»
АnnyShcherbinina@yandex.ru

Модернизация образования сегодня рассматривается как наиболее эффективный путь приобщения личности к изменению общественных отношений. Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий.

Модернизация образования - процесс необратимый и очень важный для современного этапа развития системы образования. Она требует от педагога  повышения его профессионального уровня, формирования и совершенствования педагогической культуры, соответствующей запросам современной жизни, обновления и придания гуманитарно-личностной направленности профессиональной компетентности современного педагога.

Проблема профессионального развития педагога и повышение уровня профессионального самосознания в настоящее время стали базовой категорией, отражающей сущность профессионального становления и развития. Большое значение в этом вопросе придается использованию потенциала преподавателей, основу которого составляют способности и профессиональная компетентность.

Для развития профессиональной компетенции необходимо приобщать преподавателей к педагогическим новациям, обучать их на уровне интегративной, дифференцированной, модульной и авторской форм обучения. Также система повышения квалификации должна содействовать быстрой адаптации молодых преподавателей в системе высщей школы и развивать и совершенствовать профессиональные педагогические умения и навыки каждого [Ситникова М. Система непрерывного повышения квалификации преподавателей // Высшее образование в России. 2005. № 6].

Таким образом, мы можем говорить о том, что переподготовка, повышение квалификации и непрерывность обучения преподавателей способствуют становлению и развитию профессионального самосознания.

Профессиональное самосознание педагога сегодня направлено на осознание наличия или отсутствия профессионально значимых для оценочной деятельности качеств личности. В процессе повышения квалификации и практической профессиональной деятельности педагог интериоризирует нормы, правила и принципы оценочной деятельности во внутренние личностные ценности, согласуя их со своими потребностями. При этом он выступает как субъект профессиональной деятельности.

В условиях глобализации всех сфер жизни нашего общества резко возрос интерес к иностранным языкам, а их знание стало важной частью личной и профессиональной жизни человека. И в этой ситуации преподаватель выступает не только субъектом своей профессиональной деятельности, но и своеобразным интегратором социокультурного пространства. Вследствие этого, профессиональная компетентность преподавателя выступает как некое органическое целое, компонентами которого являются высокая общепрофессиональная культура и специальная подготовка: психолого-педагогическая, культурологическая лингвистическая, коммуникативная и другие.

На сегодняшний день существуют различные формы повышения квалификации. Ведущую роль в выполнении требований государственного образовательного стандарта и повышении квалификации педагогических кадров выполняют новые формы проведения советов факультета и университета, семинаров и конференций по актуальным проблемам образования, обновление учебно-методических комплексов, подготовка и освоение дидактических материалов, пособий, рекомендаций, активные методы проведения занятий, улучшение системы контроля знаний. В настоящее время есть возможность и потребность качественного обновления традиционных форм повышения профессиональной компетентности преподавателей иностранного языка:

-   курсы для педагогов, работающих по какой-либо общей проблеме;

-  проблемные тематические курсы для группы педагогов, работающих по инновационной теме;

-  проблемные курсы;

-  школы молодых преподавателей;

-  дистанционное обучение;

-  обучение по индивидуальному плану;

-  Интернет - форумы, конкурсы, конференции;

-  методические семинары;

-  участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

Однако, все способы повышения квалификации, формы и принципы обучения можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают преподавателя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для работы педагога.

Итак, мы можем говорить о том, что такой системно-целостный характер профессиональной деятельности современного преподавателя обусловливает необходимость формирования и совершенствования его профессиональной компетентности интегративного типа.

Говоря о преподавании иностранного языка, следует отметить, что интегративность профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка не формируется в полной мере в традиционной системе языкового образования. В ее основе лежит включение личности в конкретную область знания и овладение заранее заданным опытом. В сознании молодых преподавателей иноязычные, психолого-педагогические и дидактико-методические элементы подготовки, как правило, разобщены, не интегрированы. Не решается полностью задача интеграции и в практической деятельности преподавателя: недостает опыта применения теоретических знаний как средства решения коммуникативных задач и нет опыта систематизирования частных знаний и умений в целостные операциональные комплексы. Это проявляется в деятельности даже зрелых педагогов, что приводит к снижению качества преподавания иностранного языка и эффективности педагогического труда в целом.

Чтобы обеспечить целостность профессиональной компетентности, преподаватель вынужден воссоздать, достроить ее недостающие элементы. Чаще всего их приходится развивать в самом себе через самообразование, самовоспитание, самореконструкцию. Поворот современного языкового педагогического образования к проектированию, формированию и развитию целостной личности педагога обусловлен не в последнюю очередь именно этими обстоятельствами и, в конечном итоге, несостоятельностью предметно-информационного подхода в образовании. Очевидно, в целостном виде эта проблема может получить свое развитие и разрешение в системе повышения квалификации, которая традиционно выступает важнейшим интегративным элементом профессиональной социализации педагога.

Данные обстоятельства выдвигают целый спектр теоретических и практических вопросов, связанных с осмыслением профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в новой парадигмальной форме на основе интегративного подхода. В рамках нового подхода особую актуальность приобретает проблема проектирования современной интегративной модели развития профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка и формирования педагогических условий ее реализации в процессе повышения квалификации.

Важным моментом является и вопрос обеспечения преподавателей электронными учебниками и пособиями, использование информационных современных технологий. Тот факт, что одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности, очевиден.

Сегодня говорят о существовании методологической основы для формирования готовности преподавателя иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, характеризующейся наличием психолого-педагогических и специальных знаний и умений для эффективного использования информационных технологий, направленностью на их применение в процессе обучения иностранному языку.

По мнению И.В. Блауберг, методологическую основу обучения представляет системный подход, результат которого выражается готовностью к применению информационных технологий [Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997]. Это же мнение сформулировано в «Концепции модернизации российского образования», где подчеркивается, что проблема информатизации высшего образования представляется не только стратегически важным направлением развития самой системы, но и фундаментальной научной проблемой. Модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Необходимость подготовки студентов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности отражена в государственных образовательных стандартах по конкретным специальностям.

Принимая во внимание вышеприведенные факты, в системе повышения квалификации в вузе опора делается на принципы дидактики высшей школы. Среди данных принципов Л.А. Харитонова выделяет следующие: ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста; соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки и производства; оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе; рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов; соответствие результатов подготовки специалистов требованиям к их профессиональной деятельности [Харитонова Л.А. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Чебоксары, 2005].

Что касается процесса обучения преподавателей применению информационных технологий, то здесь учитываются базовые принципы обучения взрослых людей: актуальность, участие, повторение, обратная связь.

Активное применение современных информационных, социальных, коммуникативных и других видов технологий в системе повышения квалификации может помочь достичь положительных результатов. В системе методической поддержки педагогических кадров в области современных технологий реализуются разнообразные формы и методы формирования и развития информационно-коммуникационной компетенции преподавателей. Создаются сетевые педагогические сообщества, основная идея которых состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий в работе учреждений профессионального образования при переходе на новую ступень использования технологии в образовательном процессе, предполагающей активное использование современных цифровых учебных ресурсов. Следует подчеркнуть, что активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению профессионального мастерства преподавателей иностранного языка.

Возросшие требования к профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка не реализуются в адекватной мере в рамках ее классической модели. Она сложилась в контексте конкретного исторического пространства и по-своему обеспечивала подготовку специалиста-предметника. Однако, новые условия вызывают необходимость коррекции существующей модели и проектирования новой, более совершенной ее модификации с учетом интеграции всех компетенций преподавателя и широкого спектра знаний как основы формирования целостной личности педагога [Мильруд Р.П. Методология и развитие методики бучения иностранным языкам//ИЯШ. 1995. № 5].

Однако, как отмечает В.А. Адольф, процесс проектирования и реализации целостной модели развития профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в условиях системы повышения квалификации сталкивается с рядом трудностей, которые связаны с недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ педагогического проектирования профессиональной компетентности педагога. В создавшихся условиях профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка выступает комплексным объектом переосмысления, модернизации и реконструкции и должна трансформироваться системно - в целеполагании и методологии, содержании и технологии, в организации и проектировании в модусе нового времени.

Таким образом, В.А. Адольф выделяет два основных противоречия: - между интегративным характером содержания профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка и отсутствием адекватной модели профессиональной компетентности преподавателя; - между необходимостью проектирования у педагога системно-целостных, общепедагогических и специальных компетенций, а также профессионально-значимых личностных качеств и отсутствием разработок, раскрывающих систему педагогических условий их развития в процессе повышения квалификации [Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности педагога. Красноярск, 2001].

Формирование целостной деятельности педагога в системе повышения квалификации обусловило рассмотрение структуры профессионального самосознания преподавателя.  Как отмечает Е.Г. Матвиевская, каждый компонент профессионального самосознания возможно представить с точки зрения протекания и развертывания процесса (динамическая составляющая) и с точки зрения появления и наличия определенного продукта (результативная составляющая) [Матвиевская Е.Г. Профессиональное самосознание педагога как основа формирования оценочной деятельности в системе повышения квалификации. СПб., 2012].

Следует еще раз подчеркнуть тот факт, что повышение квалификации педагогов - это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков, который должен стать частью целостной и долгосрочной программы развития образовательной системы. Обеспечение непрерывности обучения преподавателей и сотрудников, в свою очередь, может осуществляться посредством постоянного контроля состояния профессиональной и научной подготовки.