Сведения об образовательной организации

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА

Бетасоло М., Нилова С.В.
Технологический университет Попуа Новой Гвинеи
mbetasolo@gmail
Ивановский государственный университет
svnil@narod.ru

Преподаватели - основной потенциал развития любой образовательной организации и от их уровня профессиональной подготовки зависит модернизация образовательных программ, учебных курсов и конкурентоспособность образовательного учреждения. В современном университете преподаватель должен владеть иностранным языком; уметь использовать инновационные технологии; обеспечивать соответствие своей деятельности образовательным стандартам; ориентироваться на профессиональные стандарты (а может и стандарты движений подобных «Worldskills»); понимать и обеспечивать миссию своего университета и действовать в условиях международного образовательного пространства.

Непрерывное профессиональное развитие вузовского преподавателя и личностный рост осуществляется на основе самоопределения каждого, но является необходимым условием его деятельности. Повышение квалификации преподавателей может быть реализована на разных уровнях:

  • локальном - на уровне конкретного университета для своих преподавателей;
  • региональном - участниками курсов становятся преподаватели нескольких вузов региона (это перспективно в период укрупнения и объединения вузов). В составе группы слушателей могут быть представители бизнеса или производственных предприятий и государственных организаций;
  • межрегиональном (возможны варианты сетевого взаимодействия регионов разных стран);
  • федеральном (государственном);
  • международном (для этого могут быть использованы массовые открытые онлайн курсы (МООК) разных образовательных стартапов).

Вопрос выбора курса зависит от конкретных задач вуза и преподавателя, а также возможностей финансирования этого процесса.  Рассмотрим некоторые аспекты личностного и профессионального роста на основе дистанционного сотрудничества.

Эта статья стала продолжением неформального профессионального развития двух преподавателей из России и Попуа Новой Гвинеи, которые познакомились во время МООК (англ. МООС “Leading Strategic Innovation in Organizations” https://www.coursera.org/course/innovation), когда выполняли совместный проект. Совпадение интересов и ценностей личностного  развития стали потенциалом для совместной деятельности, которые были проверены в условиях дистанционного обучения. Поиск эффективных средств и подходов, внутреннее желание каждого преподавателя построить продуктивную методику преподавания позволили нам на уровне взаимодополнительности строить педагогическую деятельность и сотрудничать на расстоянии. На первый взгляд, теоретические основы, которые лежат в основе наших методик, кажутся разными, включают свои имена, однако их детальное рассмотрение может показать удивительную схожесть многих процессов. Готовность рассмотреть деятельность коллеги из другой страны помогает лучше понять особенности личного преподавания, а совместные исследования являются яркой формой профессионального роста.

Так, на основе исследований студенческий предпочтений в образовательном процессе Технологического университета Попуа Новой Гвинеи (www.unitech.ac.pg) М. Бетасало [Betasolo M. Axiomatic Design to Asses Influences Affecting Pedagogic-Learning in the Courses Engineering Materials and Fluid Mechanics // Eight International Conference on Axiomatic Design. Portugal. 2014, p.107-114.]  выделяет четыре группы существенных особенностей, которые должны быть учтены преподавателем:

1. Признание различий. Понимание вариативных форм знаний (т.е. культурного знания, инклюзивности, рассказа, активного гражданства и идентичности группы);

2. Связность и целостность. Связь изучения с более широким миром (т.е. связи с миром, основанной на проблеме учебных планов, фоновом знании и необходимости интеграции знаний);

3. Интеллектуальное качество. Преподаватель заставляет ученика испытать более интеллектуальные требования (т.е. мышление более высокого уровня, мета-язык, глубокие знания, глубокое понимание, независимые обсуждения, проблематизацию знания);

4. Поддерживающая окружающая среда (социальная поддержка). Вера в то, что студенты будут ответственны за их собственное изучение и ожидание высоких стандартов (т. е. студенческий контроль, студенческая поддержка, саморегуляция, обязательства, явные критерии или качественная работа).

На основе исследования было выделено два влияния, которые затрагивают студента в технических курсах: 1) культурные аспекты (самопознание и самоэффективность) и 2) образовательные аспекты (академическое поведение и отношения), в которых один студент может быть более привилегированным, чем другой.

Люди производят знание и значения от личного взаимодействия между их событиями и идеями (конструктивизм в понимании Ж. Пиаже). Совместная исследовательская деятельность может быть направлена на интересные подходы продуктивной педагогики, философию конструктивизма и их связи, например, с педагогикой сотворчества [Нилова С.В. Сотворчество как путь информатизации образовательного пространства //Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 2 (24). С. 42-47].

Практическая деятельность преподавателей разных вузов имеет общие составляющие в использовании информационно-компьютерных технологий и не зависит от страны проживания. Но уровень технического и дистанционного обеспечения учебного процесса в университетах большинства стран и регионов разный: где-то используют собственные системы поддержки учебных курсов или их различные сочетания, кто-то использует свободные LMS (например, MOODLE) и т. д. Это требует конкретного учета особенностей университета и его стратегического развития.

Рассмотрим некоторую техническую основу поддержки учебной деятельности в Технологическом университете Попуа Новой Гвинеи. В образовательном процессе студенты используют папки раздаточных материалов, где к ним можно получить доступ через созданный студенческий сервер. Преподаватель может выложить образовательные материалы для студентов и использовать их по мере необходимости. На этом же сервере есть папка "Hand-IN", где студенты через файловый протокол передачи данных (FTP) могут загрузить свою работу и посмотреть работу другого студента. В некоторых случаях используются элементы сочетания технологий, таких как FTP и работы с облачными технологиями Google.

Представим некоторые из мнений студентов Попуа Новой Гвинеи при работе с дистанционными технологиями. В обратной связи преподавателю студент пишет: «Я закончил среднюю школу, и у меня не было представления о том, как быстро и легко можно взаимодействовать и общаться с людьми по всему миру. Прошел первый год в университете, но я не был столь прогрессивен даже при том, что был представлен в сети. Став участником группы в Google, я получил доступ к серверу раздаточных материалов и получил больше возможностей. Я старался изо всех сил понимать технологию и признаю сейчас ее очень интересной. Теперь я начал чаще бывать в компьютерной лаборатории и проводить исследование использования Google».

Вот мнение другого студента: «Сдача назначений, отчетов о лабораторных испытаниях и проектах через FTP - одна из важных вещей. Это помогает мне экономить бумагу, деньги для печати и время, поскольку я не должен приезжать в офис лектора, чтобы представить отчеты». Отметим, что это мнение может быть отнесено и к студентам Ивановского государственного университета. В некоторых вузах РФ преподаватели принимают электронную отчетность студентов. Однако не всегда подобная деятельность имеет под собой согласованный электронный документооборот университета, а является личным делом конкретного преподавателя или отдельной кафедры.

Ценностные педагогические представления двух преподавателей из разных стран позволили объединить усилия в дальнейшем профессиональном развитии. Так оценка возможностей двух университетов предполагает совместную разработку курса повышения квалификации для преподавателей на основе LMS MOODLE, которая установлена на сервере Ивановского государственного университета. Проект будет учитывать особенности развития университетов в открытом образовательном пространстве и локальные аспекты реализации конкретных учебных курсов на основе LMS «MOODLE».