Сведения об образовательной организации

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Прокудин Ю.П., Милосердова Т.Е.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Институт повышения квалификации работников образования
prokudin68@mail.ru
neznanova-tanya@mail.ru

Личностно-профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Любой сбой или спад активности педагога непременно замечается участниками педагогического процесса, отрицательно сказываясь на результатах педагогического труда.

Каждая личность индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. В структуре личности психологи выделяют три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости и личностном росте. Так, по мнению А.Н Леонтьева, человек должен учиться всегда и везде, он должен научиться анализировать свои поступки, учиться принимать себя и других, учиться развивать свои хорошие качества. Самосовершенствующаяся личность должна вносить в любой труд творчество – проявлять индивидуальный подход, иметь личное мнение и уметь вовлекать значимых людей в деятельность. Личность должна постоянно находиться в движении по пути личностного роста, используя при этом хорошо работающие методы. Самое важное и главное признаться самому себе в своих недостатках, найти их причину и шаг за шагом искоренять их. [Леонтьев А.Н. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989.№3.С.11-21.]

А.Т. Ростунов предложил следующую концепцию личностно-профессионального роста преподавателя, делая акцент на значении создания эффективной системы управления формированием профессиональной пригодности. Под профессиональной пригодностью он понимает «совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, обеспечивающую наибольшую эффективность его общественно-полезной трудовой деятельности и удовлетворенность свои трудом». Процесс формирования профессиональной пригодности А.Т. Ростунов рассматривает с точки зрения системного подхода как большую систему, в которую входят четыре функционально связанных подсистемы: профориентация, профотбор, профподготовка и профадаптация. Каждая подсистема, в свою очередь, имеет несколько подсистем более низкого ранга, которые обеспечивают функционирование как соответствующих подсистеме, так и системы в целом. Отличительной особенностью данной концепции является то, что в ее основу положено понятие профессиональной пригодности, отражающее суть противоречия профессионального становления - «личность - профессия», где основной акцент делается на эффективном управлении профессиональным формированием. [Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности.  М., 1984.]

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость подготовки преподавателей, способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту. Неотъемлемым звеном системы повышения профессионального мастерства преподавателя является технологизация образовательного процесса, использование деятельностных образовательных технологий и информационно-коммуникационных технологий, а так же участие во Всероссийских научно-практических конференциях, внедряющих инновационные образовательные программы.

Цель профессионально-педагогической деятельности преподавателя задается целью подготовки специалиста (студента) - профессиональной компетентностью, готовностью к инновационной деятельности. Задачей профессионально-педагогической деятельности является повышение качества профессионального образования и реализуется она через организацию учебной, научно-исследовательской, учебно-производственной деятельности студентов как единого процесса, в котором формируются, развиваются и находят свое приложение знания, умения, навыки, способности к выполнению гностической, проектировочной, конструктивной, коммуникативной и других функций, к решению задач с производственным содержанием.

Смысл повышения квалификации научно-педагогических кадров заключается не столько в насыщении слушателей определенным учебным планом количеством информации, сколько в развитии умения оперировать предметным содержанием знаний, проектировать и моделировать свою деятельность. Современная система повышения квалификации представляет собой гибкую, динамичную систему, адекватную требованиям конкретных образовательных учреждений и учитывающую сложившуюся профессионально-педагогическую компетентность преподавателей. Повышение квалификации преподавателей должны осуществляться на основе общенаучных принципов и системы следующих специфических принципов:

- принципа динамичности, предусматривающего возможность изменения и дополнения содержания образовательных программ;

- принципа осознанной перспективы, требующего глубокого понимания и осознания, как слушателями, так и преподавателями системы близких, средних и отдаленных перспектив обучения;

 - принципа разносторонности методического консультирования, предполагающего высокую степень заинтересованности от слушателей и компетентности от преподавателя;

- принципа паритетности, основанного на субъект - субъектном взаимодействии преподавателей и слушателей.

Для системы повышения квалификации, ориентированной, прежде всего, на личностно-профессиональный рост преподавателя, ценностно-смысловая направленность процесса постдипломного обучения является определяющей. Практически она может реализовываться в таких технологиях работы со слушателями, которые позволяют осуществлять стратегию опережающей подготовки. В основу содержания повышения квалификации преподавателей должна быть положена идея интеграции различных областей знания, входящих в поле их профессиональной компетентности. Это позволяет обеспечивать усвоение междисциплинарных знаний, развитие системного мышления при экономии времени на подготовку. Стержневой проблемой формирования содержания психолого-педагогической подготовки преподавателей является его целостность.

Главным методологическим принципом, лежащем в основе функционирования и развития системы повышения квалификации преподавателей, является принцип соответствия системы тем изменениям, которые происходят в науке, технике, технологиях и, соответственно, в профессионально-педагогической деятельности преподавателя. В современных условиях необходима устойчивая компетентность преподавателя, готовность к профессиональной деятельности в условиях инновационной образовательной деятельности вуза, развиваемая им в процессе повышения квалификации и самообразования.

Важнейшей составляющей системы повышения квалификации преподавателей являются инновационные образовательные программы. Они представляют собой совокупность учебных планов, программ дисциплин и иных учебно-методических материалов и определяют цели и задачи, структуру и содержание, методы и технологии инновационного образовательного процесса, направленного на повышение уровня профессионально-педагогической квалификации преподавателя. Высокие темпы развития науки и техники, интенсивное внедрение в образовательную практику информационных технологий, устойчивая тенденция гуманизации и гуманитаризации образования, появление новых форм и механизмов международного сотрудничества в образовательной сфере требуют постоянной научно-методической работы по созданию новых и совершенствованию существующих образовательных программ высшего профессионального образования.

При значительном разнообразии реализуемых вузами программ повышения квалификации научно-педагогических кадров существуют общие требования к их разработке и реализации:

- соответствие структуры и содержания программ Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»;

-единство теоретической и практической подготовки, взаимосвязь профессиональных знаний и практических навыков преподавателя;

- освоение современных форм, методов, средств и технологий обучения (порталы дистанционного образования), развитие творческого потенциала, повышение уровня профессиональной и общей культуры;

- удовлетворение интересов слушателей через систему элективных и факультативных дисциплин, индивидуальных учебных планов.

Инновационные программы повышения квалификации научно-педагогических кадров должны опираться на современные достижения науки и техники, мировой и отечественный опыт, новые образовательные концепции, инновационные формы, методы, средства и технологии обучения, учитывать общие аспекты и особенности профессиографических моделей различных категорий преподавателей, определяющих основные требования к их профессиональным и личностным качествам.

Таким образом, личностный рост важен для педагога не просто сам по себе, а как способность формировать свою жизненную стратегию. Жизненная стратегия - это жизненная программа, «сценарий» о счастье, который есть у каждого человека; это система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее успешной (в понимании самого человека) и помогает направить учащихся на путь личностного роста. В качестве основных показателей эффективности стратегии жизни человека выступают не конкретные достижения, а удовлетворенность жизнью и психическое здоровье.

Внешние стратегии связаны со стремлением человека максимально быстро и просто адаптироваться к внешней среде. В этом случае человек старается как можно лучше соответствовать ролевым ожиданиям, господствующим социальным ценностям и требованиям, то есть быть таким, каким хотят его видеть окружающие. Главный вопрос, который он решает - как жить, как найти смысл в той жизни, которой он живет. Внутренние стратегии базируются на ценностях личностного роста, развития, душевного и духовного здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Эти стратегии связаны не столько с адаптацией, сколько с самореализацией педагога в мире. Главный вопрос для него - для чего жить. Такой педагог стремится привести жизнь в соответствие со своим смыслом. И только педагог, способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться, может подготовить учащихся к будущей, сложной, интересной необычной и очень счастливой жизни.