Сведения об образовательной организации

ПРОГРАММА КУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА»

ПРОГРАММА КУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА» * 

Макарова Л.Н., Милованова Н.Ю.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
mako20@inbox.ru 

*Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект  13-36-01024

Развитие нового типа цивилизации XXI века характеризуется интегративными процессами, взаимодействием разных культур и видов человеческой деятельности, ускорением темпов экономического, общественного, научного и культурного развития, что предопределяет новый тип образования и новый тип специалиста-профессионала. «Знаниевая» парадигма образования как ведущая стратегия уступает место «проективной» парадигме, отражающей духовно-преобразовательный характер человеческого труда, его нацеленность на создание модели будущего, проекта самореализации творческого потенциала человека в перспективе.

Современному развивающемуся обществу нужны специалисты высокообразованные, компетентные, нравственные, предприимчивые, уверенные, толерантные, коммуникабельные, способные к сотрудничеству. В связи с этим перед образованием ставится задача «соответствия целям опережающего развития», превращения его в социальный институт формирования культурной идентичности и общности всех граждан России, который будет способен предоставлять разнообразные образовательные услуги и продукты, позволяющие учиться непрерывно.

Задачи по реализации этих направлений, определенных на федеральном и региональном уровне, носят инновационный характер и требуют нестандартных, опережающих решений. В связи с этим преподавателя высшей школы испытывают необходимость в научно-технологическом сопровождении своей инновационной деятельности, адекватной задачам развития профессиональной компетентности. Это, в свою очередь, обуславливает дальнейшую разработку и реализацию моделей, содержания и форм деятельности системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, обеспечивающих подготовленность специалиста к выполнению меняющихся профессиональных функций, помогающих сохранить конкурентоспособность и не выпасть из активной профессиональной деятельности.

Идея использования постдипломного образования научно-педагогических кадров как средства разрешения противоречий в результате резко возникшей динамики социального развития, информатизации общества, превращения науки в производительную силу, актуализировала многие проблемы, решение которых необходимо в модернизированной системе повышения квалификации.

1. Одна из них – развитие готовности научно-педагогических кадров к самостоятельным системным изменениям в своей профессиональной деятельности, ориентированной на целенаправленное получение и совершенствование профессиональных компетенций в продолжение социально активной жизни. В частности, необходима разработка такой программы ПК, которая способствует оптимизации повышения квалификации научно-педагогических кадров (НПК) для работы по ФГОС общего образования и ФГОС ВПО третьего поколения, т.к. компетенции и результаты образования выступают главными целевыми установками при подготовке конкурентоспособных выпускников.

2. Суть повышения квалификации глобально определена в опережающей подготовке научно-педагогических кадров, что предполагает владение не просто некоторыми навыками работы с все возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками, а способность с их помощью «добывать» это новое знание и критически его осмысливать, самостоятельно выстраивая целостный познавательный процесс в окружающей информационной среде. Чем больше готов специалист к самоуправлению познавательным процессом в изменяющейся информационной среде, тем успешнее личностный рост профессионала, его социальная востребованность, тем больше его вклад в расширение социокультурного пространства, тем выше его социальная значимость.

3. В процессе повышения квалификации должны быть созданы условия для перехода обучающегося из положения пассивного слушателя в состояние активного субъекта в отношении роста  своей профессиональной компетентности, т.е. для профессионально-творческого саморазвития каждого преподавателя. С одной стороны, ПК должно обеспечить каждому преподавателю условия для вхождения в профессиональную культуру, для саморазвития и самореализации, а с другой – создать педагогические условия для овладениями им прагматически значимыми компетенциями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

4. Из предыдущей проблемы следует необходимость разработки вариативных компетентностно-развивающих технологий конструирования индивидуальных образовательных программ в соответствии с образовательными потребностями разных категорий слушателей. Одной из особенностей содержания данных программ для научно-педагогических кадров является его опережающий характер по отношению к высшему профессиональному образованию; необходимость обеспечения многообразия, вариативности и гибкости, их оперативного отклика на социально-экономические потребности, предъявляемые к практике высшей школы, профессиональной деятельности педагогов, уровню их профессиональной культуры и личностно-значимых качеств.

Ориентация образовательного процесса в системе повышения квалификации на компетентностный подход позволяет формировать мобильность и критичность мышления преподавателя, системность знаний и способов овладения ими в процессе профессиональной деятельности, регуляцию мыслительных процессов, умение ориентироваться во все увеличивающемся потоке научной и специальной информации, способность к индивидуальному творческому подходу при самостоятельном решении задач научного и профессионального характера.

Для эффективного развития критического мышления педагога мы разработали специальную программу, которую целесообразно реализовать в процессе повышения квалификации преподавателей вуза (таблица 1). 

Таблица 1 -Тематический план курса

 «Критическое мышление преподавателя вуза»

 

 

Наименование тем курса

Количество часов

Всего

Лекции

Практ. занятия

 

Глобальная культура в подготовке научно-педагогических кадров: Глобальная культура и ее влияние на современную науку и образовательные процессы. Тенденции и противоречия современной глобализации. Экономические основы глобализации. Социокультурные пространства глобализации. Изменения в высшем образовании под влиянием процессов глобализации.

Изменение академической культуры исследователя и педагога в условиях глобализации. Академическая мобильность в российской науке и образовании. Основные направления интеграции российской системы высшего образования в процессы глобализации.

4

4

-

 

Методологические подходы к исследованию критического мышления: философские основания критического мышления; индивидуальность как основа развития критического мышления личности; индивидуальные траектории развития преподавателя: философский уровень. Интегративно-ресурсный подход как ведущий методологический ориентир развития критического мышления преподавателя, его принципы

4

4

 

 

Критическое мышление: сущность и характеристики: мышление, основные виды мышления, дефиниция «критическое мышление», характерные особенности критического мышления, сфера применения критического мышления.

2

2

 

  1.  

Критическое мышление в профессиональной деятельности преподавателя вуза: индивидуально-типологические особенности преподавателя, специфика критического мышления преподавателя,противоречия и проблемные аспекты развития критического мышления педагога,особенности применения критического мышления в процессе профессиональной деятельности.

4

2

2

  1.  

Аналитические, логические, рефлексивные и организаторские компетенции как важная составляющая критического мышления: логика, аналитика, рефлексия, пути и способы развития логических и аналитических и рефлексивных умений и навыков; практическое применение логических и аналитических и рефлексивных умений и навыков в профессиональной деятельности; организованность, рациональность, целенаправленность и креативность как факторы успешности разрешения профессиональных проблем, пути и способы развития этих умений и способностей, их практическое применение.   

6

 

6

  1.  

Учет особенностей развития критического мышления студентов гуманитарных и технических специальностей: специфика гуманитарного и технического профиля, основные характеристики и ведущие компетенции, формируемые у студентов данных специальностей. Составляющие критического мышления с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов гуманитарного/технического профиля. Взаимосвязь между развитием критического мышления и выявленными компетенциями

6

4

2

  1.  

Анализ проблемных аспектов развития критического мышления преподавателя и студентов: показатели развития критического мышления субъектов образовательного процесса в вузе; методики оценки уровней сформированности критического мышления преподавателей и студентов различных специальностей; проблемные аспекты развития критического мышления студентов-гуманитариев и проблемные зоны развития критического мышления студентов технических специальностей.

6

2

4

  1.  

Индивидуальные траектории развития критического мышления преподавателя: использование индивидуально-типологического подхода для анализа индивидуальных траекторий развития преподавателя в процессе профессиональной деятельности. Сложности, возникающие при выявлении индивидуально-типологических особенностей педагога высшей школы. Алгоритм разработки и построения индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателей и студентов с учетом их личностных особенностей. Математическая интерпретация индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателей и студентов вуза для качественно-количественного описания особенностей развития данного вида мышления. Диагностика и процедура оценивания эффективности реализации индивидуальных траекторий развития критического мышления.

10

4

6

  1.  

Критическое мышление и индивидуальный стиль деятельности преподавателя: сущность ИСПД педагога, его структура; особенности взаимосвязи индивидного и интеллектуального компонентов стиля. Соотношение интеллекта и критического мышления преподавателя; анализ влияния различных стилей мышления на процесс развития ИСПД преподавателя вуза. Критическое мышление и индивидуальные познавательные стили студентов.

6

4

2

  1.  

Нейропедагогические условия развития критического мышления преподавателя и студента: основные положения нейропедагогики; осознание преподавателем и студентом необходимости учета данных нейропедагогической диагностики; активное использование в образовательном процессе образной визуализации учебной информации. Оптимальность эмоционального климата в учебном процессе, способствующего успешности деятельности преподавателя и студента с учетом специфики их познавательных процессов; активизация индивидуального творческого потенциала субъектов образовательного процесса как фактора развития умений решения нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций; взаимодополнение дуальных качеств и способностей личности в контексте развития критического мышления

8

2

6

  1.  

Рефлексивно-творческая технология развития критического мышления: особенности построения технологии и основные этапы; модули-блоки технологии: знакомство с конкретными методами и приемами развития критического мышления, системой тренинговых упражнений. Критическое мышление и интеллект (примеры интеллектуальных тестов, нестандартные логические задачи, софизмы, задачи-парадоксы и т.п.). Критическое мышление и творчество (проективные тесты, эвристические методы и технологии решения творческих и профессиональных задач: «мозговой штурм», синектика, инверсия, ТРИЗ и др.). Критическое мышление память (диагностика уровня развития различных видов памяти, понятия смысловой и образной памяти, определение доминантного вида памяти, методы тренировки разных видов памяти и  способы их взаимообогащения). Критическое мышление и педагогическая техника (развитие вербальных способностей, изучение особенностей речи, элементы психотехники в образовании, развитие педагогической техники). Критическое мышление и самообразование (культура учебного труда, навыки оптимального усвоения информации, методика рационального чтения, диагностика и развитие скорости чтения, качества усвоения, концентрации внимания и т.п.)

8

 

8

  1.  

Сайт «Критическое мышление». Разработка концепции и структуры сайта с учетом нормативной, педагогической и проектной составляющей. Обоснование возможности системы Joomla!, которая позволяет осуществить техническую реализацию требований, изложенных в нормативно-правовых документах к технологическим и программным средствам.

Возможности интеграции сайта в систему Moodle, позволяющую решать когнитивные задачи, моделировать промежуточные и итоговые испытания по изученному материалу, организовывать электронное педагогическое сопровождение обучающихся. Построение множественных связей и разнообразных траектории развития критического мышления.

8

2

6

Итого:

72

30

42