Сведения об образовательной организации

ПОВЫШЕНИЕ АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА МВД РОССИИ

ПОВЫШЕНИЕ АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА МВД РОССИИ

Ерошенков Н.В.
Белгородский юридический институт МВД России
nic_bui@mail.ru

В структуре профессиональной компетентности преподавателя вуза МВД России, на наш взгляд, немаловажную роль играет его акмеолого-педагогическая компетентность. Особую актуальность повышение указанной компетентности приобретает в связи с необходимостью грамотной системной реализации профессионально-нравственной подготовки курсантов в ведомственных вузах.

Высшая ступень педагогической компетентности преподавателя вуза МВД России, его акме, представляет собой многомерное состояние профессионала, показывающее, насколько он состоялся как личность, специалист, гражданин, педагог, преподаватель, воспитатель и т.д. Данная характеристика является динамичной и отличается вариативностью.

Основным критерием педагогического и профессионально-нравственного самосовершенствования преподавателя вуза МВД России является успешность его самопроявления и самоутверждения в профессиональной педагогической деятельности, что выражается в его акмеолого-педагогической компетентности. Показателями данной компетентности в области реализации профессионально-нравственной подготовки курсантов являются:

- использование преподавателями ведомственного вуза социально приемлемых и педагогически обоснованных способов, приемов, технологий профессионально-нравственной подготовки курсантов;

- владение образцовыми профессионально-нравственными эталонами, моделями общения и осуществления профессиональной деятельности, приемами продуктивного решения профессионально-нравственных задач;

- использование накопленных в профессиональном опыте других людей педагогических способов и средств профессионально-нравственного взаимодействия;

- выработка и наличие индивидуального стиля профессионально-нравственной деятельности и общения;

- владение приемами построения индивидуальной программы движения к вершинам педагогической компетентности (акме);

- применение акмеологических способов (инвариант) продвижения к педагогической компетентности;

- оптимальное соотношение процессов профессионализации, педагогизации и индивидуализации преподавателя вуза МВД России в профессионально-нравственной подготовке курсантов, наличие положительной динамики в этих процессах;

- владение способами работы в «команде», приемами взаимодействия с образовательной средой вуза МВД России и др.

Основными условиями повышения акмеолого-педагогической компетентности преподавателями ведомственного вуза в области реализации профессионально-нравственной подготовки курсантов являются не только результат воздействия на них макро-, микро-, мезофакторов, но и наличие акмеологической среды в образовательном процессе вуза МВД России (курсов повышения квалификации, Школ молодых преподавателей, служебной подготовки и др.), активная творческая деятельность самих преподавателей в указанном направлении, их потребность в активном саморазвитии, самообучении и самовоспитании и активное удовлетворение этих потребностей.

Сюда входит и плановая самостоятельная работа, и самообразование с целью углубления знаний в области преподаваемой дисциплины, психологии, педагогики, методики преподавания и воспитания; участие преподавателей в работе научно-методических конференций и семинаров; совместные посещения занятий с их последующим анализом; аттестация преподавателей на соответствующую квалификационную категорию; стажировка профессорско-преподавательского состава в роли дублеров руководителей служб и подразделений органов внутренних дел в соответствии со специализацией и т.п. Особое внимание, по нашему мнению, в рамках повышения акмеолого-педагогической компетентности преподавателей вуза МВД России следует уделять и профилактике у них профессионально-нравственного выгорания.

С целью решения указанных направлений деятельности была пересмотрена тематика занятий по служебной подготовке преподавателей ведомственных вузов. Известно, что такие занятия в вузах МВД России являются обязательными для всех преподавателей вуза и проходят еженедельно. На них согласно Приказу МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 г. «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» изучаются вопросы, связанные с реализацией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, меры личной безопасности сотрудников при выполнении ими оперативно-служебных задач, а также другие вопросы, связанные с деятельностью органов внутренних дел, исходя из их практического применения.

Однако, как выяснилось, в рамках занятий по служебной подготовке не всегда достаточно внимания и времени уделяется изучению вопросов преподавания и воспитания в высшей школе, морально-психологического обеспечения подготовки курсантов. В связи с этим нами были разработаны программы: «Педагогическая компетентность преподавателя вуза МВД России: профессионально-нравственный аспект» и «Профилактика профессионально-нравственного выгорания преподавателей вуза МВД России».

Реализация первой программы осуществлялась опытными педагогами - преподавателями кафедры психологии и педагогики и сотрудниками отдела морально-психологического обеспечения Белгородского юридического института МВД России (Бел ЮИ МВД России) по разработанному плану. Лекционные занятия проводились, в основном, в рамках служебной подготовки (модуль «Морально-психологическая подготовка») для всех преподавателей Бел ЮИ МВД России. На практические занятия, проводимые в рамках деятельности «Школы педагогического мастерства», приглашались только молодые преподаватели Бел ЮИ МВД России и те преподаватели и сотрудники, которые непосредственно участвовали в эксперименте.

Также нами был составлен краткий справочник инновационных методов; разработаны, опубликованы, переданы в библиотеку Бел ЮИ МВД России и распространены среди преподавателей, участвующих в эксперименте, методические рекомендации, подробно описывающие технологию процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в образовательной среде вуза МВД России.

Реализация второй программы, направленной на профилактику профессионально-нравственного выгорания преподавателей и сотрудников, осуществлялась на добровольной основе и предполагала реализацию в деятельности сотрудников отдела морально-психологического обеспечения Бел ЮИ МВД России нескольких линий работы, осуществляемых последовательно:

1) диагностической, направленной на выявление негативных факторов, способствующих профессионально-нравственной деформации морально-психологического климата и личности в условиях образовательной среды вуза МВД России;

2) релаксационной (восстановительной), преследующей реабилитационные цели, включающие создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

3) ценностной, предполагающей формирование ценностной установки на сознательное соблюдение профессионально-нравственных принципов и норм; развитие морально-психологической устойчивости и деловой направленности сотрудников; информирование сотрудников о признаках и последствиях негативных изменений личности в профессиональной деятельности; выработку у сотрудников профессионального иммунитета к негативным воздействиям окружающей среды, в том числе преступной и криминальной субкультуры;

4) культурно-воспитательной, обеспечивающей воспитание у сотрудников высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса; организацию активного отдыха с частичным или полным изменением социально-психологического фона общения.

В связи с этим в качестве практических рекомендаций руководящему составу вузов МВД предлагается рассмотреть целесообразность внедрения разработанных и апробированных программ «Педагогическая компетентность преподавателя вуза МВД России: профессионально-нравственный аспект», «Профилактика профессионально-нравственного выгорания преподавателей вуза МВД России». Сотрудникам отдела морально-психологического обеспечения оптимизировать содержание планов воспитательной работы в вузе МВД России со всеми категориями личного состава на предмет включения в них тем профессионально-нравственной направленности и др.

Таким образом, повышение акмеолого-педагогической компетентности и профилактика профессионально-нравственного выгорания преподавателей вуза МВД России позволяют качественно повысить уровень их педагогического профессионализма и морально-психологического настроя преподавательского состава ведомственного вуза к реализации профессионально-нравственной подготовки курсантов. Акмеолого-педагогическая компетентность преподавателя вуза МВД России способствует его максимальной самоактуализации и позволяет достичь высоких результатов в области реализации профессионально-нравственной подготовки курсантов.