Сведения об образовательной организации

АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ

АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ

С.Н.Белозеров
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. Таким образом трактует понятие статья 1263 Гражданского кодекса РФ.[Гражданский кодекс РФ, ст. 1263]

Научно-технические прорывы конца XIX-начала ХХ веков привели сегодня к проблеме, известной и знакомой любому человеку, у которого дома есть телевизионный приемник либо любое другое устройство, предназначенное для визуального отображения информации. К проблеме выбора. При сегодняшнем развитии каналов связи, способов доставки информации до потребителя, разнообразии теле-, кино- и Internet форматов, вопрос «Что выбрать для просмотра?» возникает в головах зрителей практически каждый день. Телевизионный фильм, сериал, музыкальная передача, спортивная трансляция, «реалити-шоу», любая программа, присутствующая в программной сетке электронного средства массовой информации или в сети, - все это подпадает под определение «аудиовизуальное произведение».

Первым описанием «движущихся картинок» можно считать упоминание Платоном игры света и теней в седьмой книге его философских диалогов «Государство».

«…После этого, - сказал я, -... посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет… Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная - глянь-ка - невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

- Это я себе представляю.

- Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.

- Странный ты рисуешь образ…

- Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры…»[Платон; 134]

В философскую беседу вкрапливаются тогдашние обычаи, бытовые детали. И если «куклы поверх ширмы, утварь, статуи, изображения живых существ из камня и дерева поверх стены» - однозначно элементы театра, то «люди, смотрящие на тени, отбрасываемые огнем на стену пещеры» - пример древнейшей трансляции изображения на экран.

Далее были зоотропы, фенакистоскопы, laterna magica (волшебный фонарь), проекторы разных видов… [Энциклопедия Кругосвет]

В 1878 году русским фотографом Иваном Болдыревым была изобретена первая киноплёнка, тогда же появился первый аппарат хронографической съемки. [Мировой кинематограф: история возникновения]

Аудиовизуальное произведение, как явление, рождалось в синематографе.

Первым фильмом, в современном понимании этого слова, считается фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ля-Сиоты», который широкая публика увидела в 1895 году. Широко известна история о перепуганных этим зрелищем зрителях. По другим сведениям, первым был «Выход рабочих с фабрики» тех же авторов. Однако известно, что в 1888 году увидел светфильм, называющийся «Сцены в саду Раундхэй», снятый французом Луи де Принсом. Продолжался он всего две секунды. Фильм не выходил на суд большого количества зрителей, поэтому официально первым не стал. [Познавательный журнал Voprosum]

Так или иначе, прогресс остановить было нельзя и, стараниями упомянутых братьев Люмьер, Жоржа Мельеса, Эдвина Портера, Дэвида Уорка Гриффита и других более или менее известных людей, почувствовавших коммерческую перспективу «живых картинок», наступила эпоха «немого» кино.

В России начала ХХ века яркими представителями «немого» кинематографа являлись А.А. Ханжонков, С.М. Эйзенштейн, Я.А. Протазанов, И.Н. Перестиани и другие.

Все это время изображение и звук жили отдельно друг от друга. Попытки синхронизировать их предпринимались различными изобретателями, но большого успеха они не имели. Наконец, в 1922 году,проблему синхронизации удается решить в немецкой технологии «Триэргон» с совмещённой оптической фонограммой на киноплёнке. А в 1927 году выходит первый в истории полнометражный фильм «Певец джаза» со звуком на грампластинке. [100 великих событий XX века]

Наверное, этот год можно считать годом рождения аудиовизуального произведения в полном понимании этого термина.

Перспектива работы со звуком отнюдь не вдохновила многих кинематографистов. Несовершенство звукозаписывающей аппаратуры исинхронизирующего оборудования, проблема перевода и дубляжа иностранной кинопродукции, «звучание» актерской речи и, как следствие, уход от основополагающего в те времена языка мимики и жестов в кино- все это больше пугало, чем радовало режиссеров той эпохи. В 1928 году известные советские режиссеры С.М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин и Г.В. Александров выступают со «Звуковой заявкой», предостерегая от злоупотребления звуком:«Звук - обоюдоострое изобретение, и наиболее вероятное его использование пойдет по линии наименьшего сопротивления, то есть по линии удовлетворения любопытства. В первую очередь - коммерческого использования наиболее ходового товара, то есть говорящих фильм. Таких, в которых запись звука пойдет в плане натуралистическом, точно совпадая с движением на экране и создавая некоторую «иллюзию» говорящих людей, звучащих предметов и т. д.

Первый период сенсаций не повредит развитию нового искусства, но страшен период второй, который наступит вместе с увяданием девственности и чистоты первого восприятия новых фактурных возможностей, а взамен этого утвердит эпоху автоматического использования его для «высококультурных драм»и прочих «сфотографированных» представлений театрального порядка. Так использованный звук будет уничтожать культуру монтажа. Ибо всякое приклеивание звука к монтажным кускам увеличит их инерцию как таковых и самостоятельную их значимость, что будет безусловно в ущерб монтажу, оперирующему прежде всего не кусками, а сопоставлением кусков». [Сергей Эйзенштейн: 199]

Кинематограф статичен. Изображение проецируется лучом на экран в конкретном помещении. А изобретательская мысль шла дальше и постоянно рисовала новые перспективы. Над вопросом, как передать движущееся изображение на расстояние,изобретатели задумывались давно.

В 1907 году российский учёный Борис Розинг запатентовал «Способ электрической передачи изображений на расстояние», а 9 мая 1911 года впервые в мире осуществил передачу и прием телевизионного изображения простейших фигур.

Первой же в истории передачей движущегося изображения при помощи электронно-лучевой трубки считается передача, осуществленная 26 июля 1928 года в Ташкенте изобретателями Б.П. Грабовским и И.Ф. Белянским. Именно ташкентский опыт можно считать рождением современного электронного телевидения. [Варбанский; 163.]

В мир пришло телевидение. И мир перестал быть прежним. В 1931 году Владимир Зворыкин изобретает иконоскоп - первуюпередающую телевизионную трубку, а уже в 1939 году в Москве начинается регулярное электронное вещание.

К 50-м годам прошлого века телевидение становится доступно массовому зрителю. Происходит это в связи с поступлением в свободную продажу телеприемника КВН-49. С каждым годом телеаудитория увеличивается, несмотря на отсутствие альтернативы выбора телевизионных каналов и неважное качество приема сигнала. Серое изображение на маленьком экране увеличивали линзой, наполненной дистиллированной водой. Телевизионная картинка долгое время оставалась черно-белой, и о диапазоне расцветок на экране зрителю приходилось лишь догадываться.

В 1951 году в США начинается регулярное телевизионное цветное вещание. И это следующий революционный шаг в процессе изготовления и трансляции аудиовизуальных произведений. Естественный природный цвет теперь можно видеть и в телевизионных приемниках таким, какой он есть. В СССР цветное изображение появляется в 1967 году, но из-за дороговизны цветных телевизоров не приживается вплоть до конца 70-х, когда в преддверии Московской Олимпиады цены на них снижаются, и именно тогда цветные телевизионные программы становятся доступны широкой аудитории.

В поступи прогресса на ниве развития, усовершенствования и изменения аудиовизуального произведения четко прослеживается тенденция: один шаг - трансформация картинки, второй шаг- модификация звука. С появлением цветного изображения, казалось, что основные желания потребителя в этой сфере удовлетворены. Но вектор развития скорректировался и, отклонившись от линейной, плоской схемынаправился в объем, в выпуклость.

Каналы-вещатели предлагают возможность просмотра своей продукции со стереозвуком. Производители телевизионных приемников стремительно поддерживают это новшество.Далее - дело короткого промежутка времени. Dolby Stereo, Dolby Surround, DTS (Digital Theater System)…

Изображениенеотстает. 3D, 4D, 5D…

Итак, можно сказать, что со времен устремлений римского народа, выраженных древнеримским поэтом-сатириком Ювеналом в одной фразе «Pane e circenses», мало что изменилось. С помощью соответствующих технических устройств зритель наблюдает эволюцию звука и изображения - двух основных компонентов аудиовизуального произведения. Наблюдает с восторгом и удовольствием. Зрелище становится зрелищнее год от года.

В свою очередь, производители и распространители аудиовизуального контента в различных вещательных средах четко улавливают профильные тренды и постоянно наращивают темпы производства аудиовизуальных произведений, изобретая все новые и новые форматы и каналы передачи информации. Это их хлеб. Весьма нелегкий, но все более вкусный и оригинальный.

Таким образом, пока цивилизация существует, человеческий ум постоянно будет совершенствовать аудиовизуальнуюпродукцию для человеческих ушей и глаз. Каким будут завтрашние ТВ и Internet? Что в будущем предложат нам кинотеатры? 7D? 99D? Воздействие на все органы чувств? Интеграцию зрителя в картинку? Можно только догадываться. Одно совершенно точно. Хлеба и зрелищ будет в избытке.

Литература

1. Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. - Челябинск: Урал, 1995.

2. Варбанский А.М. Телевидение. Учебное пособие для вузов связи. - М.: Связь, 1973.

3. Гражданский кодекс РФ. Режим доступа http://www.gk-rf.ru/statia1263свободный (дата обращения: 03.04.2015)

4. Мировой кинематограф: история возникновения. Режим доступа http://www.bibliotekar.ru/media/182.htm свободный (дата обращения: 02.03.2015)

5. Немое кино: от волшебного фонаря к языку повествования. Энциклопедия Кругосвет. Режим доступа http://www.krugosvet.ru/enc/teatr-i-kino/kino-istoriya?page=0,0 свободный (дата обращения: 02.03.2015)

6. Платон. Собрание сочинений в 3-х тт. - М., 1971 г.

7. Сергей Эйзенштейн (избр. произв. в 6 тт). «Искусство». - М., 1968.

8. 100 великих событий XX века. Рождение первого звукового фильма: 1927. Режим доступа http://www.publicevents.ru/pages/29.htm свободный (дата обращения: 12.03.2015

9. Voprosum. Познавательный журнал. Режим доступа http://voprosum.ru/samyj-pervyj-film-v-mire свободный (дата обращения 06.02.2015)