Сведения об образовательной организации

МЕСТО И РОЛЬ КОРПОРАТИВНЫХ СМИ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕГИОНА

МЕСТО И РОЛЬ КОРПОРАТИВНЫХ СМИ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕГИОНА

Попов А.С.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
popov.gazprom@gmail.com

Корпоративные СМИ на современном этапе своей эволюции зачастую выходят за функциональные рамки своей компании-прародителя. Бизнес-пространство, будучи средой обитания компании, неотъемлемо формирует потребность в налаживании информационных связей бизнеса с обществом. В этих условиях корпоративное издание становится удобным и эффективным инструментом общественных коммуникаций. Пропаганда принципов социальной ответственности, сбалансированных и взаимовыгодных отношений между компанией и обществом, формирование корпоративного имиджа, качественное развитие производственных отношений – это далеко не полный перечень задач, стоящих сегодня перед корпоративным изданием. Поэтому роль корпоративных медиа следует рассматривать комплексно, как минимум с двух позиций: как влияние СМИ на целевую аудиторию и как процесс совершенствования работы компании, которая также в итоге влияет на социально-экономическое развитие общества.

Традиционное деление функционала корпоративных СМИ на В2В (business-to-business – корпоративные издания, ориентированные на партнеров), В2С (business-to-client – направленные на клиентов компании) и В2Р (business-to-personnel – корпоративная пресса для своих сотрудников) сегодня, по мнению автора данной статьи, целесообразно было бы дополнить подвидом business-to-society (издания, ориентированные на социальную среду вокруг компании). Безусловно, в большинстве своем фирменные издания российских компаний представляют собой сплав перечисленных моделей, что скорее негативно сказывается на эффективности такого СМИ на каждом отдельном направлении. Иметь в своем арсенале несколько полноценных изданий, направленных на разные аудитории, могут позволить себе лишь крупные компании, деятельность которых, как правило, не ограничивается отдельно взятым регионом страны.  В качестве примера можно привести журналы «Саквояж» ОАО «РЖД» и «Газпром», выпускаемый одноименной компанией. Эти издания предназначены для широкой аудитории вне самих организаций. В то же время для внутренней аудитории в каждом практически подразделении и дочерней компании существуют свои корпоративные газеты либо информационные ресурсы в корпоративной сети.

Тем не менее, даже если у отдельно взятой организации нет возможности содержать несколько разноплановых изданий, присутствие на страницах универсального корпоративного СМИ материалов, адресованных читателю за ее стенами, выгодно подчеркивает вовлеченность этой компании в жизнь региональной общественности. К тому же коллектив компании является неотъемлемой частью социума и неизбежно транслирует во внешнюю среду содержимое корпоративной периодики.

По мнению Д. Олтаржевского, масштабы социального влияния корпоративных медиа по сравнению с традиционной прессой довольно малы. Тем не менее, они затрагивают круг самых острых тем в наиболее чувствительной сфере производственно - личностных отношений. Например, изменение фонда заработной платы или введение новых должностей в небольшой бизнес-организации вряд ли станет заметным событием для общественно-политической газеты или глянцевого журнала. А для сотрудников компании, в которой произошло это событие, такая информация является весьма ценной, поскольку от нее напрямую зависит их карьера, благосостояние, жизненные перспективы. Иными словами, концентрируясь на теме трудовых отношений, карьерно-профессиональных вопросах, имеющих особый общественный вес, корпоративные медиа содействуют массовой прессе в точечном социальном информировании локальных аудиторий. Взаимозависимость таких философско-бытийных категорий, как труд, создание духовных и материальных благ, поведение производственного коллектива, а также коммуникации, образующиеся вокруг описанных процессов, неразрывно связано со сферой деятельности современных корпоративных медиа [2].

В то же время подобные издания прививают морально-культурные ценности не абстрактным массам, а членам локального информационного общества - коллектива компании. Теоретически корпоративные СМИ могут оказывать влияние на сознание читателей даже эффективнее, чем традиционные массовые издания. Вот почему этот вид СМИ следует рассматривать и как средство усиления социального диалога, установления взаимопонимания, оптимизации информационного поля внутри коллектива и организации в целом. Таким образом, одна из главных задач корпоративной прессы — урегулирование социальной стороны экономических отношений.

Сегодня компании стремятся осознанно формировать и поддерживать свой имидж, приумножать не только финансовую, но и репутационную капитализацию. Корпоративные издания в этом плане дают возможность наиболее системно и сбалансированно выражать свое отношение к социуму и окружающей среде, заявлять о своих принципах, миссии и конечных целях. Эффективно отлаженное корпоративное издание четко обозначает координаты организации в социально-экономической системе, объясняет аудитории ее общественную значимость, что в итоге выступает краеугольным камнем в фундаменте благосклонности социума к данной отдельно взятой компании.

Список литературы

1. Чемякин Ю.В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. // Екатеринбург, 2006.

2. Олтаржевский Д.О. Социальная роль корпоративных медиа. // http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/21667/1/iurp-2013-116-05

3. Шевченко Д. Корпоративная газета — зеркало фирмы. // http://www.hr-land.com/pages/korporativnaya_gazeta_zerkalo_firmy