Сведения об образовательной организации

КОНЦЕПЦИИ НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ ТАМБОВСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ

КОНЦЕПЦИИ НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ ТАМБОВСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ

Е.О. Скворцова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
mega.zhenka2011@mail.ru 

Аннотация: Современное телевидение идет по пути разнообразия. Число телеканалов увеличивается, растет их жанрово-тематическое разнообразие, появляется ориентация на «свою» аудиторию. Потребность зрителя в информации удовлетворяют новостные программы. Каждый телеканал стремится лучше, «вкуснее» преподнести информацию.

В настоящее время телевидение играет значимую роль в жизни людей. Оно влияет на политическую, экономическую и культурную сферы жизни людей. Телевизионные новости были и остаются по-прежнему одной из самых эффективных, действенных и социально значимых форм представления и распространения информации. Новостные тексты повторяются в общем потоке массовой информации, что усиливает значение их воспроизводимости. Программы новостей обладают самой многочисленной аудиторией. Отсюда и самые высокие цены на рекламу в это время. Следуя из вышеперечисленного, новости становятся важным инструментом воздействия на широкую аудиторию.

Объектом исследования в настоящей работе являются тамбовские новостные программы ГТРК «Тамбов», телекомпаний «Новый век» и «Олимп». Данные телекомпании являются ведущими на территории Тамбовской области. Предметом – программы новостей каждого телеканала. Конкуренция между ними, борьба за информацию рождает выбор для аудитории.

Цель исследования заключается в том, чтобы, опираясь на представления об идеальной модели новостных программ, выявить общие закономерности подачи информации данными тамбовскими телеканалами, тенденции развития новостных программ, определить настоящий статус и роль новостей в области.

Отсчет тамбовского регионального телевидения можно начать с 1991 года, таким образом, телевидению чуть меньше 20 лет. Однако за это время региональное телевидение пережило несколько этапов. Это этап становления, расцвета и настоящее время. Это время упадка, время застоя. Причины этого видятся во многом. Раньше телевидение было рупором гласности, это была журналистика в полном смысле этого слова, сегодня все свелось к скучному рассказу новостей. Проблема видится и в несвободе СМИ, зависимости от властных структур и финансирования. Проблема в кадрах, нет уже на телевидении тех людей, у которых «горят глаза», нет новых идей, все зациклено на скупых новостях. При этом телевидение по-прежнему не только информирует, но и формирует общественное мнение.

Лицо телеканала – новости. Это и есть тот поток реальной ежедневной информации, который помогает ощутить себя участником некоторых процессов, а следовательно, избегать каких-то ошибок и лучше обдумывать свои действия. Никто сейчас не может представить свою жизнь без телевизионных новостей, известий из газет и радио, интернета. Люди привыкли узнавать, что случается за день в мире, стране, городе. Кроме того, они в этом нуждаются, обсуждают новости друг с другом, реагируют сами на ту или другую новость. Это один из важнейших показателей личности. Новости часто включают для того, чтобы было о чем поговорить и чтобы отвлечься от своей повседневности.

Как телевизионный жанр новости обречены на успех. Они могут быть совсем неудачными, мало отвечать своему названию, но их все равно будут смотреть. Часто региональные информационные программы не содержат большого количества новостей. В основном, это расплывчатые сюжеты о земляках, длинные интервью с представителями власти и чтение газет вслух. Других новостей нет, а значит зрители вынуждены принимать за новости то, что ими не называется. Но сам телевизионный жанр новостей все же имеет четкие законы, по которым он строится.

Здесь важную роль играют музыкальная заставка, которая обычно напоминает напоминает звук пионерского горна – яркая, манящая, с четкой драматургией и обязательным заключительным аккордом; дизайн заставки новостной программы, определяющая образ телеканала; оформление студии, обозначенный принятым во всем мире стилем «ньюсрум»; образ ведущего, обладающий харизмой, хорошей дикцией и безупречным внешним видом. Но законодателем предыдущих критериев является новостная концепция телекомпании, которую выбирают ее руководители.

Новости не подразумевают некоторую одинаковость. Если для одного федерального канала главным в показе новостей всегда будут события, то для другого – люди и только через людей события. Существует три основные типа новостей: классический, домашний, публицистический.

Классического стиля придерживаются федеральные каналы. Здесь все достаточно официально, ясно, коротко, динамично. Основной внимание отдается событиям дня. О спорте всегда говорится отдельно: свой ведущий, своя заставка, свои темы. Но зачастую новости идут в слишком быстром темпе. Не каждый зритель способен уловить столько информации сразу.

Домашний стиль предполагает совсем другой принцип подачи материала. Первым здесь может стать местный сюжет, о котором много говорят. Ведущий держится иначе, больше говорит, может позволить себе прокомментировать какой-либо материал. У него спокойный ритм, не очень строгий стиль. Такое телевидение ближе к аудитории, обсуждает социальные темы, споры, скандалы. Но субъективизм и иногда слишком дружеский тон вносят достаточно большой минус в такие новостные программы.

Публицистический стиль – особая подача информации. Одно событие, один сюжет становится стержневым для всего выпуска новостей. Более того, именно он становится основой для общения со зрителями. Сюжет сам по себе острый, интересный, яркий. Такой стиль требует высокой квалификации ведущего. Журналист должен быть готов прокомментировать все, что угодно в прямом эфире. Он сам выбирает себе стиль, держится уверенно. Зритель втягивается в обсуждение и верит убедительному ведущему, но это не совсем новости. Программа не захватывает полный спектр тем, а обсуждает одну.

Любая классификация новостей условна. Есть множество программ, где стили сочетаются друг с другом. Авторы должны сами задавать себе вопрос: что им ближе и какую именно программу они создают? У каждой концепции есть сильные и слабые стороны, но если ее нет совсем, то программа не будет смотреться.

«Вести» безусловно сделаны в классическом стиле. Здесь не допускается промахов. Это федеральный канал. Даже флагманские не в праве отойти от основной концепции. Строгость, лаконичность и ритмичность – главное для таких новостей.

«Область новостей» в общем придерживается классического стиля. Редко допускаются какие-то отклонения, хотя верстка осуществляется в соответствии с домашней концепцией. "Новый век" рассчитан на публику всей области, поэтому первым обычно ставится сюжет, о котором больше всего говорят. Новости спорта здесь не имеют отдельной рубрики, потому что не найдется большого объема информации на каждый день.

«Новости 24 Олимп» нельзя отнести к какой-либо отдельной концепции. Конечно, за основу взят классический стиль, но здесь все сделано менее строго и ритмично. Ведущие одеты не столь официально. К тому же их двое, что ведет за собой некоторые обсуждения сюжетов. Этот момент заимствован у публицистического стиля. Нельзя сказать, что такая смешанная концепция хороша во всем. Считается, что это соответствие формату развлекательного канала, но большинство зрителей предпочитают видеть четкость и лаконичность в новостных программах.

Важным моментом в создании новостей является структура программы – более широкое понятие. Здесь возможны разные варианты. В самом начале программы могут делать короткие анонсы нескольких ярких сюжетов (без синхронов), а кто-то – подробный анонс с синхронами. В студии могут находится два ведущих, а не один. Здесь важную роль играет количество информационных поводов. Структура не зависит напрямую от выбранного стиля. Она вообще меняется чаще, чем стиль программы или принцип ее верстки.

«Вести. Тамбов» обычно идут 20-30 минут. При этом в нее входят рубрики «Культура», «Спорт» и «Экономика». В дневное время после основного выпуска в эфир выходит "Дежурная часть", которая длится около 10 минут. «Шпигель» делается без синхронов, но затрагивает почти все сюжеты. В студии находится один ведущий, который полностью соответствует формату канала.

«Область новостей» может длиться от 10 до 30 минут в зависимости от времени суток и количества информационных поводов. Утром программа выходит в укороченном формате, днем – почти в полном, а вечером говорится о самых ярких событиях дня. «Шпигель» создается без синхронов, хотя очень редко это допустимо. В студии также находится один ведущий.

«Новости 24 Олимп» идут около 30 минут. Анонс опять же делается без синхронов. В этой программе нет разделения на какие-либо рубрики. Абсолютно все информационные поводы представлены здесь. В студии находятся два ведущих, которые могут позволить себе совсем небольшое обсуждение события.

Таким образом, концепция новостного вещания составляет основу внутреннего имиджа телеканала. От нее зависит настрой ведущих, корреспондентов, да всей команды канала. Музыкальное оформление, дизайн, внешний вид – все это зависит от типа и структуры новостной программы. Создавая новостную программу, авторы и учредители должны четко определиться с ним. Концепция – первый шаг.

Были рассмотрены три телекомпании разного уровня: государственная, областная и частная. Нельзя выделить лучшую концепцию или лучшую новостную программу. Каждая из них имеет свои недостатки. Можно определить, что сегодня региональная журналистика находится не в лучшем положении. Свой пик она пережила и теперь находится в процессе застоя.

Но телекомпании продолжают удовлетворять главную потребность своей аудитории. Они преподносят информацию в своем виде, в своем собственном стиле. Концепция новостей – индивидуальность каждого телеканала.

Список литературы:

  1. Зацепина И.А. Концепция тематического и информационного вещания как одна из составляющих имиджа регионального телевидения [Электронный ресурс] / И.А. Зацепина. – Режим доступа: http://journ.igni.urfu.ru/index.php/component/content/article/366. – загл. с экрана.
  2. Костяева О.Ю. Современное состояние регионального телевидения [Электронный ресурс]: О.Ю. Костяева. – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/journalism/3c0b65625b2ac69a5d53b88421216d27_0.html. – загл. с экрана.
  3. Устинова Г. «Все для вас» минус политика [Текст] // Газ. "Тамбовская жизнь". – 1995. – №101.
  4. Зверева Н. В. Школа регионального журналиста: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Зверева Н. В. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 320 с.
  5. Гаврилов К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом [Текст] / Гаврилов К. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. – 304 с.