Сведения об образовательной организации

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ РЕГИОАНЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ РЕГИОАНЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

О. С. Кречетова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
olesya.krechetova@yandex.ru

Из всей системы отечественных средств массовой информации хочется выделить телевизионное вещание, в которое входит федеральное и региональное телевидение. Единым объектом отражения для всех СМИ является реальная действительность с многообразием политических, экономических, культурных проблем и общественных отношений. Един и объект воздействия – совокупная аудитория. Но если все средства массовой информации адресуют продукцию своей деятельности одному и тому же зрителю, слушателю, читателю, можно предположить, что различные средства массовой информации должны избрать для отражения лишь определенные стороны.

Еще совсем недавно местные телерадиокомпании представляли собой звенья единой системы советского телевидения. Демократизация телевещания предъявила новые требования к региональному телевидению. Оно должно восполнить недостаток информации на федеральных телеканалах о событиях, происходящих в регионах России. По мнению Е.А. Корнилова, «необходимость местной прессы и журналистики определяется уже существованием государств с их административно-территориальными структурами, а также существованием различных социальных, национальных, профессиональных, этнических групп, связанных с особенностями данной местности, данного региона и имеющих свои информационные потребности (1). Существование местной журналистики в целом и телевидения в частности определяется также некоторыми социальными, организационными и культурно-рекреативными функциями» (2).

Можно указать на основные признаки, в соответствии с которыми должны дифференцироваться местные телепрограммы. Признаки эти взаимосвязаны между собой. Речь идет о географических, экономических и социокультурных особенностях региона, и об особенностях аудитории.

Можно сделать вывод, что при планировании деятельности создаваемых студий и при упорядочении вещания уже существующих требуются достаточно точные знания специфических особенностей внешней среды и состава аудитории.

Однако изучение многофакторных особенностей "внешней среды" в регионах ведется недостаточно эффективно. Вряд ли могут удовлетворить объективного исследователя и ставшие столь распространенными измерения рейтинга программ и их влияния на вещательную политику телеканалов. Еще меньше ощущаются в деятельности местных студий, проводимые от случая к случаю социологические исследования региональной телеаудитории.

Если в проведении исследований местные медиа уступают, то в плане эксклюзивности региональные тележурналисты вне конкуренции, особенно когда речь идет о местных новостях. Что же касается оперативности, то она требует соответствующей технической базы, что в большинстве случаев недоступно региональным телекомпаниям.

Несмотря на это, региональное телевидение находится в более выигрышном положение, чем любой федеральный канал, потому что обсуждает проблемы не общероссийского масштаба, а местного. Людям хочется видеть на экране свои улицы, обсуждать проблемы экологии, дорог именно того города или поселка, где они проживают.

В сюжетах из российских городов, появляющихся на центральных каналах, часто бывают недоразумения, когда ведущие путают фамилии людей, неправильно ставят ударение. Конечно, в сюжетах регионального телевидения бывают ошибки и серьезнее, но региональному телевидению, своим ведущим люди готовы прощать, в то время как даже маленькая оговорка из чужих уст кажется недопустимой.

Следующее особое качество регионального журналиста – это универсальность деятельности на региональном телевидении. На федеральных каналах есть четкая технология производств, и каждый человек делает только то, что он обязан делать согласно своей должности и договору. На региональном телевидении такое бывает очень редко.

Но в большинстве своем региональные телекомпании не имеют возможности закрепить за конкретным работником узкую специальность. Часто приходится видеть программы новостей местного телевидения, где журналист выполняет функции ведущего, корреспондента, редактора, режиссера, а иногда даже и монтажёра.

Региональное телевидение практически всегда испытывает нехватку ресурсов.  Но так называемая универсальность дает возможность журналисту  на региональном телеканале попробовать себя в разных амплуа.  И это очень хорошо, особенно когда не мешает творческому процессу.

К тому же надо отметить, что универсальность вообще важная черта современных журналистских стандартов, обусловленная развитием Интернета и переходом телевидения в цифровой формат. Взять, например  опыт «BBC». Они в настоящее время делают ставку именно на тех сотрудников, которые способны работать и в роли телевизионного корреспондента, и перерабатывать материал под публикацию в Интернете.

Если очень коротко сформулировать сейчас ситуацию на региональном телевидении, то путь подражания федеральным телеканалам является неверным. Попытки делать как Москва, но в меньших масштабах чаще всего неудачны. Вопрос не только в разнице технологических возможностей, но и в разной специфике вещания. Разница настоль велика, что прямые заимствования не приемлемы.

Именно поэтому региональные телеканалы не менее, чем федеральные, заслуживают тщательного и подробного изучения и объективного исследования. «Телевидение любой страны сильно, прежде всего, региональным телевидением, на одном центральном далеко не уедешь» (3).

Если говорить о жанровых аспектах, в том числе и на региональном телевидении, то надо упомянуть авторскую программу. Здесь задача состоит в том, чтобы интервьюер был интересным собеседником. Интервьюер- отдельная журналистская профессия, хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики: в репортаже, обозрении или комментарии и т.д. Для интервьюера важнейшими качествами и одновременно условиями успешной работы являются два: умение предварительно детально спланировать разговор с будущим собеседником и способность к мгновенному реагированию на неожиданные повороты беседы. Таких опытных, да к тому же еще и харизматичных, ведущих в маленьких регионах немного. Поэтому часто региональные компании довольствуются тем, что есть. Здесь зачастую нет также возможности повысить квалификацию.

Интервьюеру к тому же необходимо владеть темой (телевизионщики говорят обычно: "быть в теме") настолько, чтобы не пойти на поводу у интервьюируемого, а суметь мягко и ненавязчиво настоять на своей линии беседы. Некоторые темы иногда важны, но не очень интересны в плане подачи материала. На маленькой телекомпании сам автор часто делает всю подготовительную работу. И здесь также присутствует дефицит времени и ресурсов, что влияет на качество телевизионного продукта.

Однако на уровне региональных компаний бывает намного проще преодолеть искусственность, нарочитость атмосферы (ведь чаще всего журналист и гость давно знакомы), помочь преодолеть это собеседнику, установить контакт как бы интуитивный, понимание на уровне обмена взглядами. А это значит, создать условия для выполнения задачи. Любое действие, разворачивающееся на экране, является зрелищем. И в этом смысле оценка журналистской работы на телевидении в любом случае начинается с отношения к видеоизображению. Журналистский текст в данном случае попадает в зависимость от картинки. Свойства человеческого восприятия таковы, что изображение воспринимается и осознается раньше, чем звуковое текстуальное наполнение телевизионной передачи. Неинтересная, серая картинка может испортить самый гениальный текст. Если подготовлен интересный и важный материал, надо сделать все возможное, чтобы видеоряд соответствовал тексту: материал в целом от этого станет только лучше. Зрительское отношение к телепередаче лежит в основе оценки уровня передач: как и на рынке, покупатель, потребитель всегда прав. Таким образом, авторская программа является продуктом самого процесса телевещания, так как привлечение внимания широкой зрительской аудитории возможно при участии ярких личностей. Однако, в настоящее время, в связи с ростом влияния высоких технологий в процессе создания телепередачи, на первый план стали выходить различные искусственные эффекты, что не замедлило сказаться на качестве телевизионных программ.

Необходимо отметить также соотношение авторской программы с жанровым разнообразием телевизионных передач. В этой связи ясно, что авторская программа – это не жанр. Классификация жанров телевидения наиболее полно была разработана Р.А. Борецким в книге «Информационные жанры телевидения» (4) более четверти века назад. Современная типология телевизионных жанров идентифицирует несколько уровней, из которых два основных: информационно–публицистические — информационное выступление в кадре, комментарий, обзор, репортаж, интервью, беседа, дискуссия, пресс–конференция; и художественные (постановочные, игровые) — очерк, документальные кино– и видеофильмы.

Ясно, что при рассмотрении вопроса отнесения авторской программы к определенному жанру, не следует путать жанры с формой выражения или реализации. Например, инструментом реализации может служить монолог, который в некоторых интерпретациях играет чисто условную роль жанра, реализуясь на телеэкране в форме следующих разнообразных жанров: информационное выступление в кадре (аналог в прессе — информационная заметка или корреспонденция), комментарий, обзор, репортаж. Монологических жанров относительно мало в связи с трудностью удержать внимание аудитории одним человеком. Наиболее зрелищным из них является репортаж, так как он обязательно сопровождается видеорядом.  И если информационных программ на региональном телевидении достаточно, то авторские программы всегда штучные.

Таким образом, рассмотрение вопроса об особенностях работы регионального телевидения имеет множество аспектов. Основная сложность состоит в  необходимости выдавать качественный, не уступающий федеральным каналам, продукт телевизионного творчества и ограниченность финансовых, человеческих, временных и других ресурсов. Зачастую программы на региональном телевидении создаются под конкретного человека, который способен создать продукт, претендующей на звание авторского. И здесь трудно дифференцировать те передачи,  которые ассоциируются в качестве авторских в связи с харизматичностью личности ведущего. Однако, на наш взгляд, развитие местных телекомпаний не столь пессимистично. Они всегда найдут собственную нишу, ведь их главная функция – создание уникального для данного региона контента.

Литература:

  1. Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов н/Д, 1999. – С.159.
  2.  Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов н/Д, 1999. – С.159.
  3. Познер В. Обращение президента Академии Российского Телевидения к тележурналистам региона //    ТЭФИ. Вып. 1 (4). 1998. – С.14.
  4. Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. – М., Прогресс, 1989. с. 85.