Сведения об образовательной организации

КОНВЕРГЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

КОНВЕРГЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

И.В. Пархоменко
Воронежский государственный университет
inparhom@mail.ru

Сегодня под влиянием конвергенции средства массовой информации становятся многоканальными, мультимедийными, интерактивными. Радио в Интернете, энциклопедия Британика на компакт-диске, видеофильм по каналу кабельного телевидения или электронное рекламное сообщение, принятое вашим миниатюрным карманным коммуникатором…[1] Сетевой прессе доступно то, что не доступно «традиционщикам»: одновременно использовать звук, анимацию, ворошить огромные электронные архивы, строить разносторонний  интерактив с аудиторией и т.д.

Конвергентные процессы активно входят в структуру медиа – международных, федеральных, региональных. Однако степень, «дозировка» конвергентных черт, «конвергентность» разнится в зависимости от средства массовой информации. Где-то мы наблюдаем конвергенцию в полной форме, когда в одном пространстве вращаются все традиционные СМИ – печать, радио и телевидение, а к ним добавляются и инновационные типы передачи данных (инфографика).  Где-то –  мы найдем теле или радиоверсию издания, а не их совокупность. Другой ресурс ограничится лишь электронной копией печатного издания. Определим условно данные типы градации как конвергенция первой степени (представлено максимальное количество типов СМИ), второй степени (представлена теле или радиоверсия) и третьей степени (имеется лишь аналог издания в электронном виде).

  Примером первого вида нашей классификации может послужить – в прошлом  известная газета с богатейшей историей, а ныне полноценный мультимедийный продукт – «Комсомольская правда». Конвергентное средство массовой информации включает в себя бумажную версию, интернет-портал, радио КП и телевидение КП.[2]

К первому типу мы можем также отнести агентство международной информации «РИА Новости». Оно представляет собой интернет-сайт, не имеющий печатной версии. Однако читатели, привыкшие к газетам, могут найти на сайте интернет-версии ключевых печатных изданий страны – «Российская газета», «Аргументы и факты» и т.д. Ресурс предлагает пользователям видео-материалы, которые выходят с пометкой «РИА Новости». Также имеется отдельный раздел «Интерактивное видео»,  значительно расширяющий диапазон данных, предоставляющихся аудитории. И замыкает цепочку разных типов средств массовой информации, представленных на сайте, радио «Голос России».

Второй тип «конвергентности» СМИ представляет, к примеру, агентство бизнес-информации «Abireg.ru» (г. Воронеж), которое имеет отдельное направление «Abireg TV». Другой пример – информационное агентство «РИА Воронеж», которое, не имея собственного профессионального телевидения, транслирует преимущественно местный телевизионный канал («ТНТ-губерния»). Однако, так или иначе, видеосюжеты в «арсенале» ресурса присутствуют. Помимо видео, конвергентные издания в последнее время зачастую используют новые наглядные формы передачи информации, к примеру, инфографику («Аргументы и факты», «De facto», «РИА Воронеж» и др.).

  И третий, самый распространенный тип «конвергентности» СМИ, –  интернет-версия печатного издания. В век цифры свой «аналог» в сети имеет каждая уважающая себя газета. К этой форме вплотную приблизились и районные издания, не говоря уже о региональных и федеральных. 

При условии дальнейшего развития и укрепления позиций конвергентных процессов, скорее всего, через пару лет каждая «районка» будет иметь не только свой персональный сайт с интернет-версией, но и собственное телевидение и радио.  Современный зритель требует «все и сразу», а умные технологии быстро учатся дешево и эффективно подстраиваться под его запросы.

Разумеется, чаще всего разные типы средств массовой информации в рамках одной и той же темы сообщения дублируют друг друга. Другими словами новость, посвященная определенному событию, может быть представлена в трех вариантах: в качестве материала для печатного издания, видеоролика и радиосюжета. При этом особенности передачи сообщения разными каналами представляют интерес для исследования. Сравним телевизионный сюжет и материал для печатного издания. В первом случае на первый план выходит, конечно же, визуализация – яркий видеоряд, картинка. Во втором -  звучное, запоминающееся слово, слог, броский заголовок. Рассмотрим несколько примеров. В октябре Александр Лукашенко пообщался в рамках пресс-конференции с российскими региональными СМИ. Событие освещалось разными типами средств массовой информации, однако при анализе заголовков к материалам, становится заметной одна тенденция. Телевизионные заголовки максимально информативны и сдержаны, упор идет именно на констатацию факта.

Телевидение, видеоформат:

Белтелерадиокомпания: Сегодня Президент Беларуси Александр Лукашенко дал пресс-конференцию российским региональным СМИ

Youtube: Лукашенко дал пресс-конференцию для российских региональных СМИ

В то же время для тех типов электронных СМИ, где видеоряд отсутствовал, а в качестве главного «оружия» фигурировало слово, заголовки более яркие, оригинальные, запоминающиеся:

«Новое время»: Лукашенко дал скандальную пресс-конференцию, повергнув российских журналистов в шок
Severpost.ru: Президент Лукашенко угостил мурманских журналистов салом и колбасой

«Российская газета»: Все лучшее у нас – впереди

Данное сравнение касалось конкретной новости, представленной в разных «измерениях» медиа – не только разными типами, но и разными видами средств массовой информации. Теперь рассмотрим пример сообщения, переданного разными типами СМИ в рамках одного вида ресурса. «РИА-Новости», раздел «Видео»:

Заголовок: Представитель МАК рассказал о секундах до крушения самолета во Внуково

Текст: «Представитель МАК Алексей Морозов рассказал о последней минуте перед крушением самолета Falcon и обнародовал детали переговоров экипажа с диспетчерами. Смотрите отрывок пресс-конференции на видео».

Сообщение ограничивается общими сведениями и представляет собой подводку к видеоролику, который уже более подробно рассказывает зрителю о произошедшем событии.

Материал, освещающий то же событие, но на информационной ленте: МАК в сжатые сроки завершит анализ всей информации по ЧП во "Внуково". Сам текст, разумеется, намного объемнее и повествует о разных сторонах события. Материал разбит на подзаголовки: Международная трагедия, Первые выводы, За секунды до катастрофы, Первый ответ, Французы улетают. Они придают тексту хронологическую структурированность и привлекают внимание читателя к каждому конкретному вопросу. Кроме того, разделяя большой текст, подзаголовки внутри него облегчают прочтение материала. К тексту также прилагается видеоролик, однако он не отражает всей сути освещаемой темы, а выступает в роли дополнительной детали. На видео – фрагмент допроса водителя снегоуборочной машины, обвиняющийся в случившейся катастрофе.

Рассмотрим еще один пример в рамках агентства бизнес-информации «Абирег». В новостной ленте выходит большое интервью под заголовком: Гендиректор воронежского ООО «РАВ Агро-Про» Владимир Демуцки: «Животноводство – бег на длинную дистанцию».  Параллельно в разделе «Abireg.tv» дается сводка главных экономических новостей Воронежа, в числе которых фигурирует та же тема:

ООО «РАВ Агро-Про», анонсировавшее к концу 2014 года запустить в Воронежской области животноводческий комплекс стоимостью в 500 млн рублей, временно заморозило проект. Речь идет о комплексе мощностью в 1,5 тыс. голов КРС, который предполагается расположить на территории Кантемировского района Воронежской области. Реализация проекта приостановлена «года на два» из-за отсутствия «взаимопонимания» с банками.

 В первом случае мы видим оригинальный заголовок, располагающий заинтересованного читателя к прочтению текста. Во втором случае заголовок попросту отсутствует. Сам материал занимает не более одного среднего абзаца, телекомментатор в точности его повторяет в видеоролике. Вместе с тем интервью значительно превышает объемы короткой новости, дает расширенные аналитические ответы на поставленные вопросы, в тексте используются художественные выразительные средства, графическое выделение. 

Таким образом, можно сделать вывод, что электронные конвергентные медиа, стремясь к удовлетворению интересов максимального процента аудитории, предлагают материалы, рассчитанные и на читателей, и на зрителей. Первые максимально широко освещают вопрос средствами, доступными в первую очередь печатному слову, включая особенности композиции материала, художественные средства выразительности и т.д. Вторые – акцентируют внимание на видеоряде, а текст как таковой выступает чаще всего в роли краткой подводки к новости.

Литература

  1. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ?// http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b59df6463a315de4c32568fd0038da32
  2. Грабельников А.А. Превращение прессы в конвергентные СМИ// http://www.kafedramk.ru/content/prevraschenie-pressy-v-konvergentnye-smi