ОБРАЗ ГОРОДСКОГО ИНТЕРНЕТ-СМИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ THEVILLAGE, МОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ, МЕТРОПОЛЬ, W-O-S)
Волегова В.Е.
Научный руководитель - к.ф.н., доцент Зверева Е.А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
volvalera@yandex.ru
Принято считать, что столица и другие крупные города России во всем диктуют жизнь для провинциальных городов. В какой-то степени такое утверждение верно, ведь зачастую многие явления общественной жизни сначала появляются в двух столицах и только оттуда распространяются по стране. В этом случае средства массовой информации не исключение. Но если с печатными СМИ для взрослой аудитории все более понятно, так как черты и облик для конкретного региона создавался годами, то с интернет-изданиями для молодого потребителя информации картина не так отчетлива. И хотя в последние несколько лет малые города России стараются во всем догонять столичные регионы, именно Москва и Санкт-Петербург являются ориентирами в нововведениях. Таким образом, при анализе образа типичного интернет СМИ для молодежи необходимо рассмотреть гигантов интернет-газет для молодого поколения, которые можно условно разделить на городские интернет-газеты (TheVillage, Модный Петербург) и практически литературные издания, в которых принадлежность к большим городам сильно размыта(W-O-S и Метрополь).
Явным лидером среди городских интернет-газет является The Village- проект, выросший из сайта Lookatme, создававшийся как площадка для размещения модных образов. Lookatme появился в 2007 году, на сегодняшний момент это не только интернет-издание о креативных технологиях, но и независимый издательский дом Lookatmemedia, в составе которого и находится The Village.
The Village - это не только городские новости, но и анализ явлений городской жизни. На сайте интернет-газета свою специфику описывает следующим образом: «Мы пишем о комфортном городе, широко трактуя это понятие: удобство жизни в мегаполисе зависит одновременно и от глобальных градостроительных инициатив, и от количества мест, где можно выпить хороший? кофе. Поэтому на страницах The Village интервью с чиновниками соседствуют с обзорами кафе или баров. В формировании материалов, наряду с редакцией?, принять участие может любой? зарегистрированный? пользователь. Обсуждение городской? жизни также активно идет в разделе «Комьюнити» [4].
Сухим новостным материалам на сайте отводится мало место, всего лишь небольшой новостной блок в начале сайта. В интернет-газете уделяется большое внимание комфортному проживанию прежде всего москвичей. Не так давно, например, была тематическая неделя «Дешевая Москва»[9]: журналисты в течение 7 дней рассказывали как, где и на чем можно сэкономить жителям столицы.
Генеральный директор Look At Media Алексей Аметов считает, что секрет хорошего издания кроется в особом отношении к тому, что ты пишешь и для кого: необходимо абсолютно точно понять свою аудиторию: «Невозможно сделать ничего хорошего для людей, которых вы не понимаете. Здесь нужно задать себе вот какие вопросы: Что интересует этих людей? О чем они говорят друг с другом? Какие у них общие цели? Кто их союзники? Кого они не любят?» [3].
Примечательно, что TheVillage практически единственная интернет-газета для Москвы, по крайней мере аудитория у издания огромна, ежемесячно 4 проекта LookatMedia посещает около 5 млн уникальных пользователей [3]: «The Village запускался для того, чтобы победить Большой город, но сейчас БГ практически помер, его нельзя рассматривать как конкурента. TimeOut тоже полуживой — перешел на бесплатную дистрибуцию, стал толщиной со школьную тетрадку, и с рекламой у них все не супер. Афиша переживает непростой период: их последняя надежда — переманенный главный редактор Look At Me. Это можно воспринимать как финальный штрих в нашей победе: The Village удалось неплохо потеснить всех конкурентов в Москве» [10].
Ориентируется на городского жителя и питерское издание Модный Петербург, правда, в отличие от TheVillage, эта интернет-газета направлена на более молодую аудиторию - именно такое ощущение складывается и от тематики материалов. Если у московского TheVillage рядом могут соседствовать статья о комфортном проживании на съемной квартире и статья об открытии нового ресторана, то Модный Петербург скорее ориентирован на молодежь, которой интересен больше ресторан или же концерт зарубежной звезды.
Модный Петербург является одним из старейших интернет-изданий северной столицы. Первая версия сайта была запущена в 2003 году. Своих читателей, а так же направленность сайта, МП описывает так: «Целевая аудитория сайта — молодые (25-35 лет) состоявшиеся петербуржцы, следящие за новинками и активно участвующие в жизни города. Модные места и события, коллекции, показы и концерты — мы стараемся освещать на своих страницах наиболее интересные и свежие события Петербурга» [1].
Примечательно, что в обоих издания практически каждый материал - преимущественно большие тексты. Алексей Аметов, основатель Look at media, говоря о медиапотреблении в мире, акцентирует внимание на способе потребления больших текстов: «Часто говорят об умирающих форматах типа лонгрида. Но если написано интересно и тема хорошая, материал дочитают до конца. Мы часто измеряем то, как люди читают статьи, поэтому видим, как аудитория реагирует на те или иные материалы. Конечно, сейчас, когда у людей синдром рассеянного внимания, они часто переходят с одного на другое, приходится удерживать их интерес»[8].
Тем не менее, именно обильным количеством фотографий, картинок и анимации в тексте отличается от этих двух интернет-газет сайт W-O-S. Как написано на их сайте: «W-O-S. ru – информационный ресурс, который 25-летние делают для 25-летних. Нам доверяет самая активная часть интернет-аудитории. Это молодые и независимые жители больших городов, трендсеттеры. W?O?S — это пространство поиска и эксперимента. Мы стараемся выйти за рамки существующих стереотипов и нацелены на создание нового» [7].
В отличие от W-O-S, другое издание – Метрополь, тоже преимущественно для жителей двух столиц, имеет бумажный аналог, но все же популярен больше в сети. Тематика журнала перекликается с предыдущим СМИ и имеет общие черты – оба интернет-проекта не делают ставку на городскую жизнь. Их тексты не поддаются четкому алгоритму тем, в отличие от TheVillage и Модного Петербурга. Правда Метрополь более сдержан в оформлении своих текстов, здесь нет обилия анимации и кислотных картинок – ставка делается на текст и его научную составляющую. Можно сказать, Метрополь» - это энциклопедия современной жизни молодого поколения. Впрочем, как и везде, тексты написаны с оттенком иронии, не смотря на всю серьезность или несерьезность тем: «10 способов продлить молодость. У нас для вас две новости: плохая — молодость скоро закончится. Вторая — ее можно продлить. На неопределенный срок. Дело за вами »[2] или же «Почему вы всегда стоите в самой медленной очереди? Наше мнение — вы прокляты. Но математики думают иначе» [3].
В целом, если объединить в одну группу все 4 издания, то можно определить главные черты интернет-издания для молодого поколения, будущего или нынешнего среднего класса.
1. Минималистичный дизайн, нет ярких цветов, но присутствуют крупные иллюстрации и различные мультимедийные средства.
2. Тексты написаны с учетом аудитории – языковые средства переполнены словами, которые вряд ли будут понятны старшему поколению, но понятны поколению, читающему эти издания.
3. Темы так же напрямую зависимы от аудитории, к примеру, только читателям этих изданий будет интересен эксперимент по поиску самого вкусного фалафеля в Москве.
4. Материалы крупные, предназначены для долгого и вдумчивого чтения, но при этом, благодаря наличию мультимедийных вкраплений, не так тяжелы для восприятия в условиях жизни больших городов.
Таким образом, обратив внимание на 4 ведущих интернет газеты для современного среднего класса больших городов, можно понять основные черты интересного интернет-СМИ. Так, ориентируясь на столичных гигантов интернет прессы, в городах поменьше уже начали появляться издания, нацеленные на конкретный город. К примеру, можно отметить развивающийся проект the urban rooms company [6]. Компания разработала ряд интернет-газет для Саратова, Новосибирска и других городов России. Так что можно смело говорить, что на больших городах жизнь интернет-газет для прогрессивной молодежи не заканчивается – опыт столиц уже распространяется практически на всю Россию.
Список использованных источников: