ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СМИ
Юмашев Д.О.
Научный руководитель - д. ф. н., профессор Шестерина А.М.
Воронежский государственный университет
rocklender@gmail.com
В настоящее время наблюдается тенденция усиления позиций видеоконтента в электронных СМИ. В контексте данного процесса можно отметить все более широкое распространение сатирических произведений в аудиовизуальных СМИ.
На сегодняшний день политическая сатира в сетке вещания российских телеканалов отсутствует практически полностью. Текстовые сатирические формы также ушли с газетных полос. Исчезновению сатиры из средств массовой информации способствовал целый ряд факторов. Однако политическая сатира получила развитие в аудиовизуальных формах. Аудиовизуальная (в частности – анимационная) сатира использует тот же арсенал средств, что и текстовая, однако, мультипликационный визуальный ряд позволяет расширить возможности автора. Интернет - наиболее удобная для подобных проектов площадка.
В настоящее время значительно укрепились позиции сериалов, в том числе и анимационных. Одна из важных причин их популярности - хронометраж. В то же время периодичность и оперативность помогают в сжатые сроки реагировать на события действительности. Чаще всего объектом сатиры становятся «особенности» политического процесса в той или иной стране.
Следует отметить, что большой популярностью подобные сатирические формы пользуются на всём постсоветском пространстве, где допускающие «вольности» СМИ нередко сталкиваются с административным давлением.
В последнее время внимание СМИ приковано к острой политической ситуации на Украине.
Один из сатирических видеороликов, набравших наибольшую популярность в Интернете, «Украина по дороге в ЕС» [1], в сатирическом ключе изображает прозападных политиков. Анимационный ролик создан на основе известного советского мультфильма «Заколдованный мальчик»: используется эпизод, в котором главный герой при помощи волшебной флейты выманивает из замка крыс и в итоге заводит их в воду, где те тонут. В сатирическом видеоролике облик действующих лиц изменен таким образом, что в мальчике легко угадывается образ Штефана Фюле, европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства, а в крысах, бредущих на звук флейты — прозападные украинские политики.
Еще одним ярким примером аудиовизуальной сатиры служит анимационный ролик «Сказка о выборе Украины» [2]. Сюжет строится вокруг попыток царя выгодно выдать замуж свою дочь Украину. В начале видеоролика свататься приезжают женихи из Европы, требующие выгодных условий. Переговоры заходят в тупик — условия оказываются невыполнимыми.
Также вопросу вступления Украины в Евросоюз посвящен анимационный ролик «Как Украина хочет в ЕС вступить» [3], опубликованный в видеоблоге «Новости Руси». Единственный персонаж видео — поросёнок, желающий с помощью ряда ухищрений добраться до банки со сладостями, стоящей на голубом холодильнике с двенадцатью звёздами на двери. Каждая его попытка заканчивается нелепым провалом.
В настоящий момент аудиовизуальные сатирические формы активно развиваются, и интерес к ним ощутимо растет. Активно развиваются технологии, позволяющие обеспечить этот интерес возможностью оперативного производства контента. Рост популярности новых сатирических форм объективно обусловлен отсутствием материалов подобного характера в традиционных СМИ. В то же время, значимость политической сатиры для общества в кризисные моменты сложно переоценить. Возможность заново вписать казалось бы исчезнувшую сатиру в современное медиапространство появилось совсем недавно – с развитием новейших компьютерных технологий. По нашему мнению, в ближайшее время тенденция продолжит динамично развиваться.
Список источников:
1.«Украина по дороге в ЕС». Видеохостинг Youtube.com – URL: http://www.youtube.com/watch?v=sQw5xQrdlD0 (дата обращения 31.01.2014).
2.«Сказка о выборе Украины». Видеохостинг Youtube.com – URL: http://www.youtube.com/watch?v=m1s5Hh_77Jo (дата обращения 31.01.2014).
3.«Как Украина в ЕС вступить хочет». Видеохостинг Youtube.com – URL: http://www.youtube.com/watch?v=zXI1bQITpcI (дата обращения 11.04.2014).