Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСЛЯЦИИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯМИ

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСЛЯЦИИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯМИ

Мякенина И.М.
Научный руководитель – к.ф.н., доцент Зверева Е.А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
irina_mermon@mail.ru 

Средства массовой коммуникации играют решающую роль в распространении массовой культуры и освоении её аудиторией. Представления об этом явлении, бытующие в современной действительности, продиктованы тем отношением к нему, которое сформировалось в советское время, когда среди его ключевых признаков выделялись потребительский характер и ориентация на гедонизм [1]. Такой подход к формулировке понятия сформировал в сознании аудитории стереотип об исключительно негативном влиянии продуктов массовой культуры. В то время как его (понятие) можно рассматривать с нескольких позиций: не только как некую силу, способствующую однозначно губительному омассовлению индивидуума, но и как сплачивающий элемент, задействованный в формировании и развитии широкого круга интересов.

Однако, рассматривая феномен массовой культуры, стоит особое внимание уделять индивидуальным особенностям восприятия. Широко распространённое увлечение «селфи» - один из побочных эффектов этого феномена. По крайней мере, так принято считать: учёные Американской психиатрической ассоциации даже выделяют некое психологическое расстройство, своеобразную форму зависимости «selfies» [2]. Однако результаты проведённого нами опроса [3] свидетельствуют о неоднозначном отношении молодых людей к «селфи»: для кого-то это действительно увлекательный ритуал, символизирующий причастность к моде, тренду, массовой культуре; другие интересуются «селфи», но только в качестве аудитории, а не модели, поясняя это следующим образом: «Посмотреть на своих знакомых со стороны всегда интересно, но чем больше таких людей я вижу, тем меньше мне хочется делать «селфи» самому». Данный пример функционирования массовой культуры говорит о том, что даже те её проявления, за которыми общепризнано губительное воздействие на аудиторию, могут иметь и противоположный эффект: для одного сектора аудитории «селфи» – это вполне приемлемое явление, для другого – стимул к пониманию того, что свои собственные интересы и предпочтения стоят выше веяний моды. Но и те, и другие респонденты хорошо знакомы с приведённым явлением. Исходя из этого, мы можем предположить, что даже та часть аудитории, которая не заинтересована в усвоении моделей поведения, диктуемых массовой культурой, тем не менее заинтересована в потреблении информации, связанной с ней. Такой парадокс имеет психологические предпосылки: в современных условиях клипового потребления огромного количества информации мы машинально тяготеем к усвоению практически всего встречаемого нами контента. Нужно отметить, что мы делаем это с целью налаживания активного взаимодействия с другими потребителями той же информации.

В вязи с этим необходимо особое внимание уделить той доле информации в региональных СМИ, которая способна отвечать разноплановым интересам её потребителей. В этом смысле наиболее активно развиваются, естественно, электронные издания, хотя система предоставления контента в них находится ещё на стадии развития. Это объясняется, в первую очередь, ориентацией на освещение событий региона, а не страны и мира в целом. Однако следует отметить, что в смысле предоставления разноплановой информации наиболее преуспевает портал «ВТамбове» [4], где, наряду с рубриками, посвящёнными событиям региона, присутствует несколько разделов («Hi-Tech и Наука», «Интернет», «В мире», «Безумный мир»), содержащих информацию о событиях за пределами области. Именно в них пользователь сталкивается с явлением массовой культуры («Хакеры «слили» в Сеть очередную порцию откровенных фото знаменитостей» (21.09 [17:37]), «Футурама», «Матрица» и Сальвадор Дали: соцсети взорвали пародиями на гнущийся iPhone 6» (27.09 [09:15]). А приобщаться к ней или нет, продиктуют уже личностные предпочтения каждого представителя аудитории. Деятельность других онлайн-изданий Тамбова посвящена в основном только событиям города и области («PROTAMBOV.RU» [5], «68news.ru» [6]. Исключение составляет информационное агентство «OnlineTambov.ru» [7], но деятельность СМИ направлена на освещение новостей и, согласно концепции издания, затрагивает вопросы культуры только в рамках исключительно новостной тематики. Большинство ресурсов предоставляет пользователям возможность взаимодействия посредством обсуждения тем на данных сайтах (например, «ВТамбове», «PROTAMBOV.RU»).Следовательно, социально-культурное взаимодействие пользователей изначально было одной из целей создания таких СМИ. Однако, учитывая низкое количество комментариев (либо отсутствие таковых), нетрудно предположить, что электронные СМИ региона на сегодняшний день не состоялись как канал для социокультурного диалога аудитории. На наш взгляд, причиной тому послужил тот факт, что в регионе недостаточно политематических ресурсов, и разноплановая информация, предоставляемая тамбовскими электронными изданиями, не содержит отсылок к действительности или персоналиям региона, поэтому не пользуется высокой популярностью.

ИСТОЧНИКИ:

  1. Костина А. В. Традиционная, элитарная и массовая культуры. Концептуальные подходы к исследованию. М., 2003.
  2. Культура. Духовное пространство русской Евразии [Электронный ресурс] / — Электрон. дан. — М.: Пророссийско общественно-политическое издание Газета «Культура», 2014. — Режим доступа: http://portal-kultura.ru/, свободный. — Психиатры признали пристрастие к «селфи» психическим расстройством.
  3. Возраст респондентов: от 18 до 30 лет.
  4. Портал "ВТамбове" [Электронный ресурс] / — Электрон. дан. — 2014. — Режим доступа: http://vtambove.ru/, свободный.
  5. "PROTAMBOV.RU" [Электронный ресурс] / — Электрон. дан. — 2014. — Режим доступа: http://protambov.ru/index.php, свободный.
  6. "ТОП 68" [Электронный ресурс] / — Электрон. дан. — 2014. — Режим доступа:http://68news.ru/, свободный.
  7. Информационное агенство "Онлайн Тамбов" [Электронный ресурс] / — Электрон. дан. — 2014. — Режим доступа: http://www.onlinetambov.ru/, свободный.