Сведения об образовательной организации

ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМАТА?

ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМАТА?

Зайцева Г.С.
Тамбовский  государственный университет  имени Г. Р. Державина
Научный руководитель - к.ф.н., доцент  О.Е.Видная
urtuvarovo@yandex.ru

Жанровые трансформации или изменение формата? Каким было и каким стало региональное телевидение за последний десяток лет? Желание ответить на эти вопросы стало первопричиной обращения к анализу деятельности «Уваровского телевидения». Поскольку анализ, сделанный мною, касался именно творческой составляющей деятельности телеканала,  уместнее и правильнее говорить именно о жанрах, которые являются популярными у региональных журналистов  и о причинах такой популярности. И хотя, «жанр и формат – два аспекта целостного телепроцесса – творческого (создающего смыслы и транслирующего ценности) и бизнес-процесса (производящего и продающего продукт или услугу). Форматное телевидение не противоречит системе телевизионных жанров, однако соотношение жанра и формата может меняться в зависимости от использования этих понятий в академической среде, в журналистском творчестве и в продюсерской, ориентированной на бизнес, производственно-индустриальной практике» [1]  А так как региональное телевидение в меньшей степени является доходным бизнесом, а в большей степени способом творческого самовыражения журналистов, поэтому и жанровые трансформации более, на мой взгляд,  интересные процессы, нежели споры о принадлежности какому-либо формату. Для анализа был взят эфир канала «Уваровское телевидение» за декабрь, начиная с 2006 заканчивая 2013 годом. Картина оказалась следующей:

  1. Новостные программы, имеют в своём арсенале 3-4 материала, занимают такое же количество эфирного времени – до 25 минут – как и на федеральных, хотя последние состоят из более, чем десятка новостных сообщений.
  2. С 2006 года до 2013 объём материалов, вышедших в течение одного месяца, увеличился с 43 до 112.
  3. Жанры «отчёта», «выступления», «заметки», «репортажа» (событийного и проблемного) «интервью» из года в год в большей или меньшей степени оставались основополагающими в арсенале журналистов местного ТВ.
  4. Ежегодно эфир «Уваровского телевидения» обогащался использованием новых жанров или включением элементов нескольких в рамки какого-то одного жанра:

- 2007 год – появление в эфире, в дополнение к уже существующим «отчёту» и «выступлению» материалов в жанре «обозрения», «комментария», «путевого очерка», смешение жанров «комментарий» и «беседа».

- 2008 год – появление «портретного интервью», которое наглядно демонстрирует степень мастерства журналиста при налаживании контакта с респондентом, а также трансформация жанра «выступление» с появлением «публичного поздравления».

- 2009 год  - год всевозможного рода жанровых смешений: практически не осталось «интервью-факта», «протокольных интервью» и «интервью - анкет» в чистом виде, все они стали составной частью «событийных» и «проблемных» репортажей, а также обогатили материалы, выполненные в жанре «отчёт». При этом хочется отметить, что специфику репортажа на политическую тему определяет ряд критериев – технических и содержательных, которые зависят «от информационной политики канала, особенностей местной аудитории и медийных политических персон… Отсюда соответственные предпочтения в выборе лайфов, синхронов и шпигелей».[2] 

- 2010 год – отмечен активным использованием жанра «протокольное интервью» в формате «гость новостной студии».

- 2011 год – удачная попытка создать авторский проект в жанре «краеведческого очерка», а также появление на «УТВ» материалов в жанре «презентационный репортаж».

- 2012 год – появление в эфире «телеверсий» массовых общегородских мероприятий.

- 2013 год - фаворитами по-прежнему являются жанры «отчёта», «выступления», «заметки», «репортажа» (событийного и проблемного) и отмечено активное создание материалов в жанре «интервью-факт».

Говоря о жанрах, популярных на региональном телевидении, следует отметить, что к непопулярным относятся жанры сатирической журналистики, хотя в свете развития цифрового вещания, они могут трансформироваться в интернет-жанры на медиа-площадках, где многие региональные телеканалы уже создали свой контент.[3]

Литература:

1. Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации [Текст] / Качкаева А. Г.// Вестник Московского университета. Серия 10, научный журнал: изд-во МГУ им.М.Ломоносова – 2010. – № 6.

2. Слободская А.Н. «К вопросу о специфике репортажа на политическую тему на региональном телевидении [Текст] / Слободская А.Н. // матер.  Всерос. научн.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы», 29-30 октября 2012/ Под ред. Проф. В.В. Тулупова. Воронеж: ВГУ, факультет журналистики  - 2012 - 2 ч. -  С. 57-58.

3. Юмашев Д.О. К вопросу о современных сатирических формах в электронных медиа» [Текст] / Юмашев Д.О.// матер.  Всерос. научн.-практ. конф. «Коммуникация в современном мире», 28-29 октября 2013/ Под ред. Проф. В.В. Тулупова. Воронеж: ВГУ, факультет журналистики -  2013 - 2 ч. - С. 92-94.