Сведения об образовательной организации

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА РОССИЙСКИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

 ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА РОССИЙСКИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Лазутина В.А.
Научный руководитель – к.ф.н., доцент Зверева Е.А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
lazutinavusa@mail.ru

С развитием и совершенствованием работы всемирной сети, Интернет стал более доступным для простых граждан и начал использоваться не только для передачи электронных писем, но и для удовлетворения потребностей пользователей. С 1995 года в интернет-просторах стали открываться первые развлекательные сайты (www.anekdot.ru ), с 1996-1997 гг. - поисковые системы (www.rambler.ru, www.yandex.ru), с 1998 г. - онлайн-магазины (www.o3.ru) и коммуникационные порталы (www.mail.ru) и с 1999 г. - ежедневные интернет-газеты («Газета.ru») [1].

2006 год стал новой ступенью в развитии Интернета в России: опираясь на зарубежный опыт, в нашей стране стали создавать новый «информационный наркотик» - социальные сети. Первой российской социальной сетью стал аналог американской сети Classmates.com – «Одноклассники» (март, 2006 г.). Сеть используется для общения с бывшими одноклассниками, однокурсниками и просто друзьями. По данным пресс-службы «Одноклассников»,  зарегистрированных пользователей сети на май 2011 года насчитывалось 67 млн. человек [2].

 В том же 2006 году питерским программистом Павлом Дуровым была создана самая популярная на сегодняшний день российская социальная сеть «ВКонтакте». Мнение о том, что «ВК» во многом копирует известный американский сайт Facebook, создатели российской соцсети упорно отвергают. По данным пресс-службы «ВКонтакте», на 2011 год количество зарегистрированных пользователей составило 100 млн. человек [2].

Проблема взаимодействия социальных сетей с обществом не имеет однозначного решения, так как у данного явления есть как положительные, так и отрицательные стороны. С приходом сетей для общения в жизни российского интернет-обывателя появилась такая проблема как «интернет-зависимость». Из-за неограниченного объёма информации, обрушивавшегося на пользователя, время поиска требуемых данных заметно увеличивается, и человек неосознанно начинает привыкать к такому процессу. В результате это имеет уже  более крупные последствия. Зарегистрированный пользователь, посетив социальную сеть для отправки какого-либо файла, может застрять в этой паутине на 2, 3 или даже 4 часа, причём абсолютно это не заметив. Понятие «время» для соцсетевых «наркоманов» не существует.

Социальные сети создают иллюзию социализации. При частом общении в Интернете у пользователей появляется обманчивое ощущение того, что они находится в реальном обществе. Но в отличии от настоящего, при частом виртуальном общении у человека медленно атрофируются навыки адаптации в социуме, ему становится сложно находить общий язык с реальными людьми в реальной жизни. Если таким пользователем является ребёнок, то риск развития социофобии крайне велик. Как правило, из таких детей вырастают если не социофобы, то очень одинокие и несчастные люди, не имеющие друзей в реальности и склонные к суициду.

Одной из проблем социальных сетей стало загрязнение речи пользователей. Помимо интернет-сленга, которой возник в результате появления и развития Всемирной паутины, социальные сети пестрят нецензурной бранью и исковерканными словами, которые проникли и в реальную жизнь. Например, слово «привет» активно заменяется словарным огрызком «прифф», а слово «спасибо» и вовсе сократилось до трёх букв - «спс». Также среди интернет-пользователей стало модным использовать сложные термины или заимствованные из других языков слова, значения которых не всегда и не все знают. Люди пытаются создать определённый образ индивида с высоким интеллектом, глубоко умудрённого жизненным опытом, чаще всего абсолютно не совпадающего с реальностью. Это опять же отрицательно сказывается на адаптации человека в обществе.

Социальные сети являются свободной территорий для действий педофилов. Строгих возрастных ограничений для регистрирования в соцсетях не существует. Несмотря на рекомендации пользоваться этой формой общения только с 16 лет, официальными пользователями являются дети 8-10 лет. Педофилы заводят «фейковые» (липовые) аккаунты, через которые проходят на страницы своих жертв, просматривают фотографии и начинают общение. Ведь завести знакомство в Интернете очень просто. Можно представиться под любым именем и под любой фотографией. Да и просмотреть всех, кто посещает ваш аккаунт возможно не во всех соцсетях. Для защиты от нежелательных гостей, посещение своей  страницы можно сделать в закрытом доступе, и тогда просмотреть ваши фотографии и написать сообщение смогут только люди из списка ваших контактов.

Пользователи социальных сетей часто становятся жертвами мошенников. При переходе на зараженную страницу в браузере, вирус попадает на вкладку со входом в соцсеть, где вы указываете логин и пароль. Затем, когда вы пытаетесь войти, всплывает окно с сообщением о том, что страница заморожена по подозрению в мошенничестве, и чтобы её разблокировать нужно, якобы, отправить текстовое сообщение на указанный в окне номер телефона и придёт код для разблокирования аккаунта. После отправки сообщения со счёта вашего номера телефона списывается от 400 до 600 рублей. А никакого кода, естественно не приходит. Поэтому, во избежание таких ситуаций, стоит переходить на страницы только со знаком защиты, который располагается сразу после адресной строки.

Пользователи социальных сетей наиболее подвержены различным отрицательным веяниям со стороны западной соцкультуры. Например, фотографии с губами «пю» получили распространение именно благодаря социальным сетям. А такая мода, как считают психологи, является уже отклонением от нормы.

Порнография и пропаганда асоциального поведения становятся ещё более распространёнными. Если в поисковой браузер пользователь обращается за подобной информацией будучи уже подвергнутым отрицательному влиянию, то в социальных сетях материалы порнографического содержания или асоциального направления могут высвечиваться в ленте новостей в форме так называемых «репостов», которые совершают ваши друзья на своих страницах. Защитить ребёнка от такого рода информации крайне сложно.

Но, несмотря на все отрицательные пункты в характеристике социальных сетей, нельзя отрицать и положительные стороны этой формы пользования Интернетом.

В соцсетях существует множество интернет-сообществ, цель которых -  просвещение в какой-либо области. Например, в «ВКонтакте» можно найти несколько десятков групп, в которых обучают иностранным языкам. Специально для этого записывают обучающие видеоуроки, на «стене» сообщества размещают электронные словари, а для более интересного процесса обучения, публикуют яркие картинки, со значением того или иного слова [3].

Социальные сети являются одними из самых популярных источников рунета для поиска аудио и видео файлов. Созданы специальные программы для скачивания файлов из соцсетей, что обеспечивает полную безопасность от сохранения заражённых файлов.

Для упрощения распространения информации среди студентов также используются социальные сети. Создаются специальные сообщества, на которые студенты подписываются и во время узнают всю необходимую информацию по учёбе: расписание, задания, информацию о собраниях и т. д.

Социальные сети сделали более доступным общение с друзьями и родственниками, которые находятся в других областях, краях и странах. В отличие от телефонной связи, общение в соцсетях очень дешевое. Только вместо голосовых сообщений – текстовые. Преимущество социальных сетей заключается еще и в том, что с их помощью можно отправлять видео, аудиозаписи, анимации и красочные открытки.

Для того, чтобы узнать, какую роль играют социальные сети для пользователей интернета, автором данной работы в социальной сети «ВКонтакте» был проведён опрос, в котором принял участие 321 человек. Опрос содержал в себе следующий вопрос: «Для каких целей Вы используете социальные сети?» И четыре варианта ответа: 1) Для развлечения; 2) Чтобы получать информацию по учёбе; 3) Для общения с друзьями/родственниками; 4) Свой вариант (напишите в комментариях). 26,5 % опрошенных выбрали вариант «для развлечения»; 14,6 % опрошенных используют социальные сети для получения информации по учёбе; 51,1%  опрошенных в социальных сетях предпочитают общаться с друзьями и родственниками; 7,8% выбрали свой вариант ответа: совмещение трёх вышеуказанных вариантов ответа, работа, от нечего делать (см. табл. 1).

Таблица 1.

 

Вывод проведённого опроса: несмотря на положительную динамику работы соцсетей, пока, к сожалению, наибольшее влияние является отрицательным. Но не нужно считать, что социальные сети являются олицетворением великого зла. Это и хорошо, и плохо. Только в наших силах брать лишь полезную информацию и обратить социальные сети в работающую на наше благо структуру.  

ПРИМЕЧАНИЯ

1. История развития российского Интернета. Справка // Ria.ru [Электронный ресурс]. Доступно на URL: http://ria.ru/history_spravki/20110919/439857350.html (дата обращения: 14.10.2014 15:35).

2. История возникновения социальных сетей. Кто был первым? // Vsetke.ru [Электронный ресурс]. Доступно на URL: http://vsetke.ru/post/20447276  (дата обращения: 15.10.2014 16:42).

3. Социальная сеть «ВКонтакте» Vk.com [Электронный ресурс]. Доступно на URL: www.vk.com  (дата обращения: 15.10.2014 10:05).