Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

Посёлкина О.Н.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение ДОД Кайерканская детская школа искусств, г. Норильск, Российская Федерация
e-mail: olga09021967@mail.ru

Потребность в творчестве является неотъемлемой чертой нормально развивающегося ребёнка.  Именно в области искусства он может приобрести опыт самостоятельного творчества.   Обучение  хореографией,   относящееся к художественному образованию, включает в себя цикл специальных дисциплин, которые  развивают  не только психофизический аппарат учащегося, но и формируют у него навыки и умения, позволяющие успешно заниматься хореографическим творчеством. В процессе овладения такими навыками, в образовательном пространстве школ искусств   создаются условия    для усвоения   учащимися  не только  необходимых знаний в области хореографического искусства, но и для  формирования  ключевых компетенций, необходимых для  различных видов  деятельности  в  дальнейшей  жизни. 

В  «Концепции модернизации образования до 2010г» подчёркивалась важность формирования ключевых компетенций учащихся, которые, являясь базовыми, создают определённую предпосылку для эффективной реализации других компетенций.  Новая модель образовательного процесса предполагает создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся.  Сущность понятия «компетенция»  рассматривали такие учёные как В.И. Байденко,  Н.В. Кузьмина, А.В. Хуторский, Б.Д. Эльконин.  Понятие «ключевые компетенции» исследованы Ю.В. Сенько.  Ю.Н.  Емельяновым  и Е.С. Кузьминым,   определяющим их как  «конгломерат знаний, языковых и не языковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания» [2]. С.Л. Братченко в своих научных трудах даёт следующее определение:  «Компетенции – деятельностная составляющая полученного образования, которая помогает проявиться знаниям, умениям и навыкам в незнакомой ситуации… компетенции являются важным педагогическим условием достижения цели образования, так как благодаря им обучающийся выступает в качестве активного носителя субъективного опыта» [1]. А.М. Шамьянов, обращаясь к вопросу компетенций указывает: «Развивая те или иные виды компетенций, надо помнить об организации такого воспитательно – развивающего пространства, которое бы учитывало ценностную составляющую формулируемой компетенции, значимой для каждого конкретного ученика». [3]. Таким пространством, несомненно, должен стать и хореографический класс.    

Хореография, как вид искусства, является не только зрелищным, основанным на зрительном восприятии действием, но и средством эстетического и нравственного воспитания. Именно художественное образование, к которому относится обучение   основным   хореографическим   дисциплинам,  ориентировано  на учёт индивидуальных особенностей учащихся и их интересов. Перед  педагогами  таких   специальных  дисциплин как «классический танец» и «народно-сценический танец»,  наряду с обучением,  стоит ряд задач, направленных на  формирование волевых и  психофизических  качеств учащихся.  Развитие дисциплинированности, выносливости, умения  взаимодействовать  в группе  чётко прописаны в образовательных программах хореографических отделений детских школ искусств.  Учащимся в процессе обучения необходимо развить индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критически мыслить, а также такие социальные навыки как умение работать в группах, принимать этические обязательства, нести ответственность за свою деятельность. Во время занятий  каждый  учащийся,  осваивая  учебный  материал, обретает индивидуальную опытную компетентность в конкретном деле, за которое принимается, будь то исполнение во время  урока    хореографических движений, связанных в танцевальные комбинации,  и затем используемых в сценических постановках,  или овладение стилем и манерой исполнения танцев различных народов. Это в значительной мере расширяет исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки учащегося.  Развивая художественные компетенции на уроках народно-сценического танца, где  дети учатся  исполнять  хореографические движения какого-либо этноса,  происходит не только овладение  культурой, оставленной предшествующими поколениями, но и воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре своего  и, что немаловажно, других народов мира. Учащийся  не только осознаёт те традиционные этнические духовные ценности,  но и приобретает  способность ощутить своё личное участие в развитии непрерывного культурообразующего процесса.  Систематическое обогащение обучающихся этнологическими  знаниями,  приобщение  их к высшим духовным ценностям разных народов,  создают предпосылки  к  формированию такой   важнейшей  базовой  ключевой  компетенции  как  способность жить и взаимодействовать  с людьми других культур.

Язык хореографического  искусства универсален, но, как и всякий язык, может быть труден для понимания. Его нужно освоить, выучить, чтобы понять. Для оптимизации процесса обучения необходимо не просто преподавание, а создание предпосылок для развития нужных ключевых компетенций, облегчающих освоение учебного материала.  Хореографическое искусство – это не область  отвлечённых знаний, а сфера практического творчества. Здесь нельзя знать не умея. А что бы уметь,  необходимо  систематически, с раннего возраста,  развивать в организованных педагогом специальных обстоятельствах, несущих эмоциональную и физическую, постоянно возрастающую нагрузку,  такие психофизические качества, как воля, упорство, целеустремлённость. Последние со временем сформируют  ключевые компетенции, необходимые не только в пространстве хореографического класса, но и в дальнейшей жизни ребёнка. Сформированность ключевых компетенций является одним из показателей качества обучения. Таким образом,  формируя на занятиях хореографией такие ключевые компетенции, как способность взаимодействовать с людьми других культур, языков, религий; умение сотрудничать, входить в коллектив и вносить свой вклад в общее дело, нести ответственность за свою деятельность, организовывать свою работу ,  преподаватели  закладывают у обучающихся фундамент для достижения будущей компетентности в любой сфере приложения их сил.  

Список использованных источников:

1)  Братченко С.Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения      Школьные технологии. – 2001. – 4. – с. 137.

2)  Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Социально-психологический тренинг. Л.,1988. –c. 56.      

3)  ШамьяновА.М. Реализация компетентностного подхода в образовательном пространстве губернского колледжа.: дис. … кандидат педагогических наук: 13.00.01: защищена 15.03.2005. – 269 с.

Разделы