Сведения об образовательной организации

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Машнова В.В.
ФГАОУ ВПО НИУ «БелГУ», г. Белгород, Россия
e-mail: viktoriyaviktorovna1@mail.ru

В последнее время отмечается факт увеличения преступности несовершеннолетних, отмечается все большая жестокость и изощренность содеянного подростками, значительное омоложение преступности несовершеннолетних. Одной из мер, применяемой в качестве наказания подростка за совершение преступления, является лишение его свободы. Подростки, приговоренные судом к наказанию в виде лишения свободы направляются в воспитательные колонии для исправления и перевоспитания. Однако согласно статистическим данным многие из отбывших наказание (около 2\3) повторно совершают преступление.

В связи с этим вопрос о ресоциализации несовершеннолетнего осужденного в период отбывания наказания приобретает особую актуальность.

Под «ресоциализацией» следует понимать процесс усвоения новых социальных ролей и ценностей взамен асоциальных, процесс повторного вживания в существующую в обществе систему ценностей [3, с. 57].

Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей непосредственно связана с ценностной переориентацией, формированием механизмов социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социально-положительных моделей поведения

Ресоциализация достигается с помощью применения многочисленных методик, которые развиваются с опорой на различные философские, нравственные и психологические теории, мировоззренческие концепции. Традиционно к группе методов ресоциализации относят: общественное мнение, обучение, приучение, упражнение, поручение.

В последнее время широкое распространение получили методы индивидуальной и групповой психотерапии и психокоррекции (социально-психологический тренинг, ролевые игры, релаксации, аутогенные тренировки, терапевтические беседы).

Социокультурная деятельность также выступает в качестве эффективного механизма ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей и имеет своей целью целью формирование у несовершеннолетних свойств личности, необходимых для конструктивного вхождения в социум.

Воспитательный компонент при организации социокультурной деятельности должен сводиться к созданию благополучной социальной атмосферы и вызывать тягу к осмысленному проведению свободного времени после выхода на свободу. Целями это деятельности являются усвоение культурных процессов, познание нового, развитие творческих, интеллектуальных способностей. Именно культура формирует у правонарушителя способность к деятельности, нравственное сознание и жажду свободы выбора поведения и готовность нести ответственность за этот выбор.

Важнейшим фактором ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей выступает образование. Как правило, первоочередное уделяется внимание осужденным, не умеющим читать, писать и считать.

Одним из важных аспектов культурного развития и одной из главных форм организации досуга несовершеннолетних правонарушителей является трудовая деятельность. Труд в местах лишения свободы стоит рассматривать как позитивный элемент режима, его никогда не применяют в качестве наказания. Насколько это возможно, характер предоставляемой работы должен развивать навыки, которые помогут заключенному зарабатывать себе на жизнь после освобождения. Несовершеннолетним нарушителям в период отбывания наказания предоставляется работа, включающая в себя элементы профессиональной подготовки [2, с.93].

Еще одним направлением социокультурной деятельности несовершеннолетних осужденных является их физическое воспитание и эстетическое развитие.

Целью физического воспитания является становление характера и силы воли посредством организации спортивных секций, кружков, встреч со спортсменами и с людьми, имеющими отношение к спорту (мастера спорта, тренера). Для достижения положительного эффекта необходимо обеспечение возможности регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.

Г.Й. Шнайдер считает, что досуг играет значимую роль при исполнении наказания и его невозможно оценить отдельно от профессиональной и общей подготовки, также досуг способен разрушить монотонность и однообразие тюрьмы [6, с. 405].

Основными и активными формами культурно-досуговой деятельности являются беседы, лекции, диспуты, встречи с интересными людьми (учеными, артистами, писателями ит.д.). Часто в колониях организуются встречи с работниками правоохранительных органов, представителями шефствующих предприятий, а также с теми воспитанниками, кто после освобождения ведет законопослушный образ жизни.

С целью эстетического развития несовершеннолетним правонарушителям в пенитенциарных учреждениях обеспечивается доступ к библиотечному фонду, организуются просмотры фильмов, телепередач с последующим их обсуждением. Важную роль в процессе ресоциализации играет и художественная самодеятельность, посредством участия в которой несовершеннолетние правонарушители не только развивают свои творческие способности, но и приобретают навыки публичного выступления, социально одобряемого поведения в социуме. Так, например, во многих пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних организованы различные творческие и театральные кружки, центры ремесел.

Важнейшим фактором формирования нравственных ценностей несовершеннолетних правонарушителей выступает приобщение их к церкви, религиозное просвещение, предоставление возможности участия в религиозных обрядах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс успешной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в пенитенциарных учреждениях неразрывно связан с использованием методов социально-культурной деятельности (образование, воспитание, трудовая деятельность, эстетическое развитие).

От содержания и качества проводимой в условиях пенитенциарного учреждения социокультурной деятельности во многом зависит успешность  ресоциализации несовершеннолетнего осужденного, а впоследствии и его социальная реабилитация в обществе.

Список использованных источников:

  1. Буева, Л.П. Гуманизация воспитания в кризисном социуме // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Международная научно-практическая конференция [Текст] / Л.П. Буева. - М.,2003. -  ч.2. -  С. 28
  2. Гумирова, Г.Ф. Социальные модели формирования личности преступника [Текст]/ Г.Ф. Гумирова // Актуальные проблемы экономики и права. - 2008. - № 3.
  3. Петрынин, А.Г. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности: Учебное пособие [Текст] / А.Г. Петрынин, В.К. Григорова. - М.: АПКиПРО, 2004. -  236 с.
  4. Социальная энциклопедия [Текст] / А.П. Госкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.
  5. Сторожук, М.И. Европейские пенитенциарные правила и судебный контроль за обеспечением прав и законных интересов осужденных [Текст] / М.И. Сторожук // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №1. - С. 86-89.
  6. Шнайдер, Г.Й. Криминология [Текст] /  – Г.Й. Шнайдер. М.: Прогресс-Универс, 2004. - 502 с.
Разделы