СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Машнова В.В.
ФГАОУ ВПО НИУ «БелГУ», г. Белгород, Россия
e-mail: viktoriyaviktorovna1@mail.ru
В последнее время отмечается факт увеличения преступности несовершеннолетних, отмечается все большая жестокость и изощренность содеянного подростками, значительное омоложение преступности несовершеннолетних. Одной из мер, применяемой в качестве наказания подростка за совершение преступления, является лишение его свободы. Подростки, приговоренные судом к наказанию в виде лишения свободы направляются в воспитательные колонии для исправления и перевоспитания. Однако согласно статистическим данным многие из отбывших наказание (около 2\3) повторно совершают преступление.
В связи с этим вопрос о ресоциализации несовершеннолетнего осужденного в период отбывания наказания приобретает особую актуальность.
Под «ресоциализацией» следует понимать процесс усвоения новых социальных ролей и ценностей взамен асоциальных, процесс повторного вживания в существующую в обществе систему ценностей [3, с. 57].
Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей непосредственно связана с ценностной переориентацией, формированием механизмов социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социально-положительных моделей поведения
Ресоциализация достигается с помощью применения многочисленных методик, которые развиваются с опорой на различные философские, нравственные и психологические теории, мировоззренческие концепции. Традиционно к группе методов ресоциализации относят: общественное мнение, обучение, приучение, упражнение, поручение.
В последнее время широкое распространение получили методы индивидуальной и групповой психотерапии и психокоррекции (социально-психологический тренинг, ролевые игры, релаксации, аутогенные тренировки, терапевтические беседы).
Социокультурная деятельность также выступает в качестве эффективного механизма ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей и имеет своей целью целью формирование у несовершеннолетних свойств личности, необходимых для конструктивного вхождения в социум.
Воспитательный компонент при организации социокультурной деятельности должен сводиться к созданию благополучной социальной атмосферы и вызывать тягу к осмысленному проведению свободного времени после выхода на свободу. Целями это деятельности являются усвоение культурных процессов, познание нового, развитие творческих, интеллектуальных способностей. Именно культура формирует у правонарушителя способность к деятельности, нравственное сознание и жажду свободы выбора поведения и готовность нести ответственность за этот выбор.
Важнейшим фактором ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей выступает образование. Как правило, первоочередное уделяется внимание осужденным, не умеющим читать, писать и считать.
Одним из важных аспектов культурного развития и одной из главных форм организации досуга несовершеннолетних правонарушителей является трудовая деятельность. Труд в местах лишения свободы стоит рассматривать как позитивный элемент режима, его никогда не применяют в качестве наказания. Насколько это возможно, характер предоставляемой работы должен развивать навыки, которые помогут заключенному зарабатывать себе на жизнь после освобождения. Несовершеннолетним нарушителям в период отбывания наказания предоставляется работа, включающая в себя элементы профессиональной подготовки [2, с.93].
Еще одним направлением социокультурной деятельности несовершеннолетних осужденных является их физическое воспитание и эстетическое развитие.
Целью физического воспитания является становление характера и силы воли посредством организации спортивных секций, кружков, встреч со спортсменами и с людьми, имеющими отношение к спорту (мастера спорта, тренера). Для достижения положительного эффекта необходимо обеспечение возможности регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.
Г.Й. Шнайдер считает, что досуг играет значимую роль при исполнении наказания и его невозможно оценить отдельно от профессиональной и общей подготовки, также досуг способен разрушить монотонность и однообразие тюрьмы [6, с. 405].
Основными и активными формами культурно-досуговой деятельности являются беседы, лекции, диспуты, встречи с интересными людьми (учеными, артистами, писателями ит.д.). Часто в колониях организуются встречи с работниками правоохранительных органов, представителями шефствующих предприятий, а также с теми воспитанниками, кто после освобождения ведет законопослушный образ жизни.
С целью эстетического развития несовершеннолетним правонарушителям в пенитенциарных учреждениях обеспечивается доступ к библиотечному фонду, организуются просмотры фильмов, телепередач с последующим их обсуждением. Важную роль в процессе ресоциализации играет и художественная самодеятельность, посредством участия в которой несовершеннолетние правонарушители не только развивают свои творческие способности, но и приобретают навыки публичного выступления, социально одобряемого поведения в социуме. Так, например, во многих пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних организованы различные творческие и театральные кружки, центры ремесел.
Важнейшим фактором формирования нравственных ценностей несовершеннолетних правонарушителей выступает приобщение их к церкви, религиозное просвещение, предоставление возможности участия в религиозных обрядах.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс успешной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в пенитенциарных учреждениях неразрывно связан с использованием методов социально-культурной деятельности (образование, воспитание, трудовая деятельность, эстетическое развитие).
От содержания и качества проводимой в условиях пенитенциарного учреждения социокультурной деятельности во многом зависит успешность ресоциализации несовершеннолетнего осужденного, а впоследствии и его социальная реабилитация в обществе.
Список использованных источников: