Сведения об образовательной организации

СПЛОЧЕНИЕ СЕМЬИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

СПЛОЧЕНИЕ СЕМЬИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Чеченёва Н.Г.
Орловский государственный институт искусств и культуры, г.Орел, Российская Федерация,
доцент кафедры социально-культурной деятельности
e-mail: fenixnh@mail.ru

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи, и наоборот, чем выше культуры каждой семьи, тем выше, в будущем, будет культура общества в целом.

Семейное воспитание имеет огромное значение в образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.

Семейный досуг - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива. Эта деятельность направлена на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи. [1]

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют культурно-досуговые учреждения, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.

Одной из немаловажных функций семьи является рекреационная (восстановительная) – взаимное поддержание здоровья, а также организация отдыха и досуга.

Досуг наиболее полно реализует две социально-значимых функции - рекреативную (или восстановительную) и духовного развития человека, формирования его личности. Организация досуга - одна из значимых функций семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых, наличием и постоянным увеличением свободного времени, во-вторых, дальнейшим развитием современной индустрии досуга, в-третьих, умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени. [2]

Организация досуга семьи – это одна из актуальных проблем современного общества. Организовать отдых для всей семьи, развлечь детей и отдохнуть самим — задача, которая только на первый взгляд, кажется, элементарно простой. Игровые программы, например – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ, как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, ребята, мамы, папы, бабушки (дедушки)!» и т.п..

К сожалению, две трети современных семей в Российской Федерации не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец, кино, театр, литература и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. [3]

Так, студенты специализации и направления подготовки: 040400.62 «Социальная работа», профиль: «Социальная работа с молодёжью», квалификация (степень): «бакалавр», закрепили за собой шефство именно над такими семьями – посетителями центров социальной защиты Северного, Советского и Железнодорожного районов и центра реабилитации детей инвалидов Заводского района г. Орла. Результатом работы практически каждой студенческой группы в семестре являются программы, предназначенные для детей и их родителей, то есть для семей.

Студенты с радостью участвуют в подготовке и проведении таких программ, как шоу «Это – мой ребёнок!»; Дни семейного отдыха: «Вместе – дружная семья», «Семейные увлечения» и т.п.; игровая программа «Битва экстрасенсов»; кукольный спектакль «Любимая девочка Дяди Фёдора»; фольклорное представление «Театр Петрушки»; представление из пародий на эстрадных певцов «Субботний вечер» и т.п. В содержание таких программ входят аттракционы, конкурсы, настольные игры, головоломки; конкурсы и задания как отдельно для детей и взрослых, так и совместно для всех членов семей, а также эпизоды концертных программ. Не обходятся программы и без участия самих членов семьи с концертными номерами и участии в выставках прикладного и художественного творчества, в программах участвуют как дети, так и взрослые. Дни семейного отдыха, порой, предполагают соревнования между командой всех присутствующих детей и командой всех присутствующих взрослых по типу конкурсов весёлых и находчивых. Реже, если удаётся привлечь семьи в полном составе, проводятся программы «Папа, мама, я – дружная семья», в которой организуются соревнования между двумя-четырьмя семьями.

Все эти программы дают возможность не только получить удовольствие от зрелища и участия в различных соревнованиях, но и продемонстрировать свои таланты перед другими людьми. В результате всего - члены семьи становятся ближе друг другу, сплачиваются, получают удовольствие не только от совместного отдыха, но и от общения.

Для семейного досуга очень важно, чтобы любое занятие в его сфере было рациональным с точки зрения отдыха и, в то же время, интересно и достаточно ценно в социально-педагогическом отношении. В активных интересных занятиях и дети, и родители полнее отдыхают, испытывая положительные эмоции, возникающие в результате самовыражения и удовлетворения духовных потребностей.

Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры. [4] Яркий пример организации досуга детей и их родителей – КидБург и Сказкин Дом в Санкт-Петербурге, которые учат детей узнать особенности различных профессий или привлечь детей к чтению сказок и других литературных произведений, что собственно также сплачивает детей и их родителей.

Развитию внутрисемейных контактов способствует создание ролевых объединений типа «Старший брат», «Старшая сестра», «Мать и дитя». Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д.

Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи. [3]

Используемая литература:

  1. Исаенко, В.П. Праздники в нашем доме / В.П.Исаенко. – М., 2002.
  2. Культурно-досуговая деятельность. // Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М., 2008.
  3. Киселёва, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т.Г.Киселёва. – М., 2004.
  4. Материалы с сайта http://www.studentu.ru
Разделы