Сведения об образовательной организации

О НЕОБХОДИМОСТИ ОСОЗНАНИЯ БУДУЩИМ ПЕДАГОГОМ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

О НЕОБХОДИМОСТИ ОСОЗНАНИЯ БУДУЩИМ ПЕДАГОГОМ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Сорокина Е.В., Долгушина А.А.
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова
ev40ina@mail.ru

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте: от уровня ее сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах. В младшем школьном возрасте, по мнению М.Н. Аплетаева, она выполняет особую роль, происходит переход от «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний». Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

Учебная деятельность — это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Учебная деятельность не даётся человеку от рождения, её надо сформировать, поэтому задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребёнка учиться. С приходом ребёнка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически он остаётся ещё в дошкольном детстве; учебной деятельности ещё только предстоит развиться и занять место ведущей.  

Если ребёнка сразу поставить в условия только учебной деятельности, это может привести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнёт негативно относиться к школе и к учению. Как показывает практика, оба эти варианта являются очень типичными: число детей, готовых к учению, и число детей, для которых обучение в заданных условиях оказывается непосильным, достаточно велико.

Предметом изменений в учебной деятельности является сам ученик. Учебная деятельность — это такая деятельность, которая поворачивает ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Главным в учебной деятельности является то, чтобы человек посмотрел на себя и оценил собственные изменения. Собственная оценка и есть предмет учебной деятельности.

Проводя исследования в области учебной деятельности, Д.Б. Эльконин особое значение придавал тому, как ребёнок оценивает степень изменений. Он писал: «Благодаря действию оценки ребёнок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач».

Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребёнка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приёмы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка, формируется способность сосредоточиваться на неинтересных вещах.

Для того, чтобы учебная деятельность проходила успешно, необходима положительная мотивация, т.е. чтобы ребёнок сам очень хотел учиться. Но мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, и со временем мотив теряет свою силу. Поэтому одной из главных задач успешности учебной деятельности является формирование познавательной мотивации, которая тесно связана с содержанием и способами обучения.

Учебная мотивация определяется специфическими для учебной деятельности факторами: собственно образовательной системой, образовательным заведением; организацией учебного процесса; субъективными особенностями тех, кто учится (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, самооценка, взаимодействие с другими и т.п.); субъективными особенностями педагога, в первую очередь его отношением к ученику, к собственному делу; спецификой учебного предмета.

Учебная мотивация, как и любая другая, является системным, иерархически структурированным образованием и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Она основывается на потребности, психическом состоянии, что характеризуется познавательной активностью ребенка, ее готовностью к усвоению знаний. Эмоциональное переживание познавательной потребности и ее удовлетворение является интересом.

Важной предпосылкой возникновения интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов этой деятельности, понимания ее содержания, осознания важности добытых знаний для собственной жизнедеятельности. Необходимым условием развития интереса к содержанию учебы и собственно учебной деятельности является такая ее организация, которая дает возможность ученикам проявить интеллектуальную самостоятельность и инициативность. Поэтому на уроках целесообразно использовать такие задания и вопросы, решение которых требует от учеников активной поисковой деятельности.

Важную роль в формировании интереса к учению играют создание проблемных ситуаций, посильная сложность учебного материала. Большое значение в развитии интереса к обучению имеют его психологическая атмосфера, личность педагога, стиль общения с учениками.

Как отмечалось ранее, учебная деятельность младших школьников связана с другими видами деятельности и, прежде всего, игровой и трудовой. В младшем школьном возрасте актуальность игры сохраняется, но в её характере происходят изменения. В этом возрасте игра носит скрытый характер, т.е. происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения (игра-драматизация). Кроме того, игра начинает подчиняться учебной деятельности.

Тем не менее, для младшего школьника игра очень важна, поскольку она помогает сделать смысл вещей более понятным. Игра в этом возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но продолжает развивать психические функции ребёнка, прежде всего, воображение, навыки общения, интеллектуальные способности. Дети в младшем школьном возрасте наслаждаются игрой и чувством владения многими игровыми действиями. В первые месяцы и даже годы продвижением в учебной деятельности ребёнка может руководить исключительно игровой мотив. Когда ребёнок приходит в школу, мотив его деятельности часто свободен от содержания учебной деятельности.

Всё же, желание приспособить детей к учебной деятельности через игру, игровые формы, внося в занятия элементы сюжетных или дидактических игр, не всегда себя оправдывают. Такое игровое обучение привлекательно для детей, но не в полной мере содействует переходу к учебной деятельности, не формирует у учащихся ответственного отношения к выполнению учебных заданий. В данном случае ребёнка следует подводить к пониманию того, что учение совсем другая деятельность, нежели игра, и она предъявляет к нему более серьёзные требования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а не символически.

Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным субъектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается тех знаний, которые усваиваются детьми; совершенствования умений, навыков; усвоения приемов, способов деятельности; перестройки отношений учащихся.

Таким образом, включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт. Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение соотнести свои стремления с условиями объективной действительности. Э.П.Козлов считает, что развитию этих качеств способствует мотивационный компонент учебной деятельности, в основе которого возникает потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия, поэтому учащийся становится активным участником процесса обучения, т.е. субъектом учебной деятельности только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т.е. знает, что делать и для чего. 

Разделы