Сведения об образовательной организации

РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ

РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ

Кравченко Е.В.
Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета
pmkravchenko@rambler.ru

Для студентов первая летняя педагогическая практика является одной из значимых стадий профессионального роста на этапе профессионального становления, обеспечивающего выявление образовательных дефицитов теоретической и практической подготовки и создание мотивации для их преодоления, формирование личных профессиональных смыслов. Полноценное выявление уровня сформированности базовых компетенций возможно только в период практики, когда студент проявляет свои профессионально-педагогические умения в практической деятельности в комплексе. Теоретической базой подготовки студентов к педагогической практике является обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса вуза, укрепление в личности студента творческих начал, повышение его мотивации к познанию и приобретению педагогического опыта, к самосовершенствованию. Подчеркивая важность педагогической практики, согласимся с известным педагогом П.П. Блонским, что «педагогике невозможно научить книгами и книгами… Также необходима практика, но не копирующая (такая практика убийственна), а творческая и осознающая» [Блонский П.П. Мои воспоминания. М., 1971].

Творческий потенциал студента – это интегративное качество, отражающее наличие возможности к развитию творческой активности, познавательной самостоятельности и креативных способностей. Творческий потенциал обуславливается развитием творческой активности студента в процессе практики, а также развитием его познавательной самостоятельности, что предполагает наличие активной деятельности его самого как личности, направленной на саморазвитие и самореализацию.

Ведущими составляющими развития творческого потенциала студента в Куйбышевском филиале НГПУ в ходе летней педагогической практики выступают: мотивационно-целевой компонент (ценностное отношение к творческой деятельности, выраженное в интересах, мотивах, установках в стремлении к деятельности, носящей творческий характер); содержательный компонент (знания, умения, навыки общеобразовательного, специального и инновационного характера); операционно-деятелъностный компонент (способы действий, мыслительные логические операции, навыки познавательной самостоятельности); рефлексивно-оценочный компонент (осмысление, самоанализ и самооценку собственной творческой деятельности).

Начиная со 2 курса, студенты всех факультетов готовят творческий отчет по результатам летней педагогической практики в детских оздоровительных и пришкольных лагерях, где отражаются впечатления о лагере и самые яркие события, а также размышления о профессии вожатого. При подготовке видеоотчетов по педпрактике раскрывается природа креативного подхода в развитии профессиональных и личностных качеств будущего учителя. Выступления вожатых достаточно разнообразны: танцы, видео-презентации, песни и т.д.

Традиционно проводится конкурс «Вожатый года» как приоритетная форма подведения итогов летней педагогической практики. Конкурс организован с целью развития педагогической компетенции и стимулирования студентов к качественной профессиональной деятельности и состоит из 3-х этапов. Первый этап – теоретический, включает в себя публичную презентацию и защиту авторского проекта участников (для дебютантов – методическую разработку отрядного мероприятия; для профессионалов, отработавших в ДОЛ более 3-х смен – разработку программы смены). Второй этап конкурса – практический, который заключается в проведении вожатыми игр. Финальный этап - творческие визитки вожатых, участие в сценическом, конкурсном взаимодействии.

Победители конкурса вожатского мастерства получают возможность поработать вожатыми во Всероссийском Детском Центре «Орленок» на черноморском побережье или в ФДЦ «Смена», г.Анапа.

Ежегодно студенты филиала принимают участие в городском фестивале вожатского творчества «Вожатый – профессия души».

Регулярно студенты-вожатые выступают с докладами о своем вожатском опыте работы на педагогических конференциях. При этом их яркие эмоциональные выступления признаются одними из лучших.

В свою очередь, детские оздоровительные лагеря – постоянные базы летней практики каждый год проводят в КФ НГПУ творческие самопрезентации с целью организации временного трудоустройства и прохождения студентами летней педагогической практики.

Самое активное участие наши студенты принимают в работе весенних инструктивно-методических сборов по подготовке вожатых детских оздоровительных лагерей в базовых лагерях Новосибирской области. Согласно плану дня и определенной тематической программе, студенты ежедневно участвуют в различных практикумах и мероприятиях. Много положительных эмоций остается после сбора. Опытные преподаватели вуза и вожатые-профессионалы (инструкторы) дают студентам хорошую методическую базу и позитивный настрой на предстоящую летнюю педагогическую практику. Все участники в завершении работы сбора получают сертификаты Школы подготовки вожатых, поскольку данный сбор является финальным зачетом по окончанию Школы подготовки вожатых, которую студенты – будущие вожатые посещают на протяжении учебного года. Для реализации программы дополнительного образования «Школа подготовки вожатых» привлекаются квалифицированные руководители летней педагогической практики.

Занятия в Школе, построенные по принципу сотрудничества, профессиональной автономности, принципу сознательности и активности, способствуют формированию мотивации и направленности студента к творческой деятельности на педпрактике, стимулированию познавательной самостоятельности студентов и их стремления к самосовершенствованию. Особое внимание на занятиях уделяется формированию способности к прогнозированию педагогических ситуаций. Студентам необходимо предлагать сложные педагогические задачи, имеющие различные варианты решения, моделируя деятельность вожатого в изменяющихся ситуациях. Выполнение заданий психолого-педагогического характера способствует внутреннему включению студентов в процесс их решения, а способность к прогнозированию является важнейшим компонентом творческой личности.Развитию творческого потенциала способствует психологический комфорт в группах студентов - будущих вожатых, ориентация на выполнение групповых творческих заданий: оформление приветственной газеты или отрядного уголка, проведение отрядных игр или коллективного творческого дела, и т.д. В ходе выполнения подобных заданий в группе  создается микроклимат доверия и взаимовыручки.

Лучшие вожатые смен удостаиваются почетной миссии представлять Новосибирскую область на ежегодных Общероссийских Встречах организаторов отдыха, оздоровления  детей и молодежи в Анапе. Студенты повышают свою квалификацию на семинарах, тренингах и мастер-классах, получают бесценный опыт для вожатых-новичков.

Вожатская деятельность стала неотъемлемой частью жизни студентов нашего вуза. Согласно предоставленным характеристикам каждый детский лагерь отмечает студентов КФ НГПУ как добросовестных, ответственных и творческих вожатых. Практиканты могут организовать досуг временного детского коллектива на высоком уровне, что подтверждают и характеристики студентов из пришкольных лагерей, а также слова благодарности от администрации школ. В педагогическом коллективе наши студенты-вожатые завоевывают уважение за ответственность, доброжелательность, добросовестное и творческое  отношение к своей работе.

Результаты вожатской практики свидетельствуют о развитии творческого потенциала будущих педагогов. У них меняются и расширяются представления о своих возможностях, повышается самооценка, формируется мотивация на творческую деятельность.

Таким образом, развитие самостоятельности, творчества в процессе становления профессионально-педагогической компетентности во время первой летней педагогической практики у будущих вожатых предполагает не только соответствующую психолого-педагогическую и методическую подготовку, но и собственную активность студента, направленную на саморазвитие.

Разделы