Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКОВ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Конькова И.А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
konkovairysik@mail.ru

Современным обществом востребуется человек, способный к художественному освоению мира. Искусство занимает особое место в социализации личности, формирует ее творческую активность. Образная модель окружающего мира обогащает жизненный опыт человека, его знания и представления о мире вооружает растущую личность ценным опытом творческого самоопределения.

Актуализация роли искусства в процессе становлении современного человека требует понимания образования как сферы духовной жизни общества. Одной из задач которого является обеспечение полноценного развития личности, включающего овладение опытом эмоционально-ценностного отношения к искусству [Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избр. психол. произв.: в 2-х т. Т.2. М., 1983].

Художественное направление системы дополнительного образования рассматривается сегодня как сфера, в наибольшей степени благоприятствующая развитию творческих способностей школьника и формированию художественного опыта. Педагог учреждения дополнительного образования должен быть подготовлен к тому, чтобы на высоком профессиональном уровне осуществлять процесс творческого развития учащихся, их самоопределения и самореализации.

Среди проблем, возникающих при изучении готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся, необходимо обратить внимание на такие, которые связаны с раскрытием содержания понятия «художественное развитие», с обоснованием структуры готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся, с изучением подходов к процессу формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся, и ряд других.

Существуют различные точки зрения на определение сущности понятия «художественное развитие». В своей работе мы определяем художественное развитие как процесс накопления, обогащения опыта художественно-творческой деятельности, обеспечивающий художественное познание, развитие, художественных потребностей и интересов, формирование оценок и вкусов, опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Готовность к художественному развитию мы рассматриваем как личностное образование, характеризующееся высоким уровнем овладения знаниями, художественно-практическими умениями и навыками, эмоционально-ценностным отношением к своей деятельности, рефлексией, что обеспечивает возможность будущего педагога дополнительного образования осуществлять процесс художественного развития учащихся.

Выявление подходов к формированию готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся должно строиться на понимании того, что в процессе формирования готовности происходит приобретение студентами профессиональных знаний и умений, а также профессионально-личностное и художественное развитие. Такими подходами являются культурологический и личностно ориентированный.

Реализация культурологического подхода обеспечивает необходимый уровень личностной культуры будущего педагога дополнительного образования, служит обогащению художественной картины мира студента. Реализация личностно ориентированного подхода позволяет развить потребность будущего педагога дополнительного образования в овладении знанием о явлении художественного развития, о способах развития художественных потребностей и интересов учащихся, формирования оценок и вкусов, опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству [Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе. Новокузнецк, 2000]. Индивидуальность будущих педагогов дополнительного образования проявляется в избирательном отношении к содержанию, видам и формам художественно-творческой деятельности; при этом достигается осознание студентом себя как творческой индивидуальности.

Педагогически целесообразное формирование готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся осуществляется в учебном процессе, во внеаудиторной работе и досуговой деятельности, в период педагогической практики через накопление и обогащение собственного опыта художественно-творческой деятельности студентов.

В процессе формирования готовности студентов к художественному развитию школьников можно использовать комплекс различных организационных форм:

  1. Ведущие формы: лекция-беседа, проблемная лекция, лекция-концерт, семинар-практикум, индивидуальные занятия по исполнительским дисциплинам, академический концерт;
  2. Вспомогательные формы: мастер-класс, презентация творческого проекта, интеллектуальные игры, фестивали художественного творчества, художественно-эстетические коллективные творческие дела, хоровой праздник;
  3. Сопутствующие формы: студенческие научно-практические конференции, гуманитарные межпредметные олимпиады, музыкальные лектории.

Педагогическая практика является одним из основных средств формирования исследуемой готовности. Организация практической деятельности студентов направлена на совершенствование уровня методической и специальной подготовки и формирование индивидуального стиля педагогической деятельности [Митина Л.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.]. Включение студентов в различные формы художественно-творческой, художественно-педагогической и исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования способствует формированию практических умений, обогащает специально-предметную и дидактическую компетентность студента, создает условия для реализации теоретических основ изучаемых наук при решении конкретных практических задач.

Обучение студентов воспитательным технологиям напрямую связано с формированием готовности к художественному развитию учащихся, поскольку их освоение - неотъемлемая часть профессиональной подготовки, дающей возможность непосредственно интегрировать предметы творческого цикла и воспитательную деятельность, накапливать позитивный опыт общения, сотрудничества, самоорганизации, самопрезентации своего творческого потенциала. Использование воспитательных технологий художественно-творческого коллективного творческого дела и шоу-технологии позволяет актуализировать профессиональные и творческие умения студентов, формируя мотивационно-ценностные ориентации.

Таким образом, формирование готовности будущих педагогов к художественному развитию школьников будет успешным, если оно будет осуществляться на основе культурологического и личностно-ориентированного подхода, включать в себя проблемно-поисковые, исследовательские методы, творческие задания и методы моделирования художественно-творческого процесса, а также будут способствовать расширению содержательных и процессуальных аспектов деятельности педагога дополнительного образования в реализации развивающего потенциала художественного направления системы дополнительного образования.

Разделы