Сведения об образовательной организации

ПОДГОТОВККА СТУДЕНТОВ К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ЗА-НЯТИЯМ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ

ПОДГОТОВККА СТУДЕНТОВ К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ЗА-НЯТИЯМ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ

Лернер В.Л., Шепелева К.А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
vikun69@yandex.ru

Нарушение слуха непременно сказывается на психике школьника, своеобразии его общения с людьми и окружающим предметным миром. Зачастую отсутствие внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом.

Слух особо связан с движением. Н.А. Бернштейн, указывая на взаимосвязь двигательного и слухового анализатора, подчеркивал, что движение корректируется не только зрением, но и слухом. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений. Выпадение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «исключение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории.

Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость. В первую очередь это проявляется на координационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Поэтому глухие школьники уступают в точности и времени выполнения движений, в статическом и динамическом равновесии слышащим школьникам.

Однако, несмотря на это физкультурно-оздоровительная работа с детьми, имеющими нарушения слуха, посвящена развитию преимущественно скоростно-силовых качеств, и только четверть – коррекции вестибулярных нарушений и развитию функции равновесия (Л.И. Шапкова, 2008). В этой связи мы считаем, что введение рекреативных занятий, направленных на коррекцию и развитие координационных способностей слабослышащих школьников, является необходимым в образования таких детей. При этом необходимо помнить, что при осуществлении коррекционно-развивающей работе со слабослышащими детьми 7-9 лет на занятиях должен преобладать игровой метод, поэтому подвижные игры выступают незаменимым средством.

В этой связи нами были разработаны рекреативные занятия, направленные на коррекцию и развитие координационных способностей детей с нарушениями слуха. Занятия проводились с ноября 2013 г. по апрель 2014 г. на базе образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2» со слабослышащими детьми. Коррекционно-развивающие занятия проводились два раза в неделю во внеурочное время, продолжительность – 45 минут.

При организации игровых занятий со слабослышащими детьми важно постараться использовать компенсацию нарушения слуха за счет зрения. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом, по мнению Н.Г. Байкиной, особое внимание следует обращать на два момента:

- ·дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего;

-·при показе дети должны повторять задание вслух.

Каждое занятие включало вводную, основную и заключительные части. Вводная часть представляла собой, как правило, построение, приветствие, сообщение задач урока и разминку. Разминка включала в себя: разновидности ходьбы (на носках, пятках, перекатом на носок, на внутренней и внешней стороне стопы и т.д.), разновидности бега (правым/левым боком, с захлёстом голени назад, с высоким подниманием бедра, с прямыми ногами, вперёд/назад, спиной вперёд, ускорения), различные прыжки и комплексы общеразвивающих упражнений. Продолжительность – не более 10 минут.

В основной части занятия – общая продолжительность до 30 минут – мы занимались решением задач развития функции равновесия либо коррекции вестибулярных нарушений, которые целесообразно решать на разных занятиях, отведя каждой из них приблизительно равное время – по 15 минут. Представленные в таблицах 1 и 2 комплексы не являются обязательными в каждом занятии; используются лишь доступные на данный момент упражнения, усложняясь постепенно по мере их освоения.

Таблица 1Комплекс упражнений для коррекции и развития равновесия

Содержание

Кол-во подходов

Кол-во повторений

6-7 лет

8-9 лет

1

Стойка на носках, руки внизу

3

15 с

30 с

2

Стойка на правой (левой) ноге, руки внизу

4

15 с

30 с

3

Ходьба с мешочком на голове,  по дорожке шириной 15-25 см

3

3-5 м

5-7 м

4

Ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы, лежащей на полу

3

3 м

5 м

5

Ходьба по наклонной доске вверх и вниз

3

до 5 м

до 7

6

Прыжки на двух ногах по наклонной доске

3

3 м

5 м

7

Бег вверх-вниз по наклонной доске или гимнастической скамейке

3

4-5 м

6-7 м

8

Ходьба по лестнице из разновысоких кубиков

3

10-12 раз

12-14 раз

9

Балансировка на набивных мячах (3 кг)

3-5

до 30 с

до 40 с

10

Ходьба по канату (на полу) вдоль и приставными шагами поперек, руки в стороны

1-2

4-5 м

6-7 м

 Коррекция функции равновесия проводится с использованием упражнений на уменьшенной площади опоры, поднятой опоре, в балансировке. Время выполнения упражнений на сохранение равновесия у 6-7-летних – 25-30 с, у 8-9-летних 40 с и более, пройденное расстояние для 6-7-летних 5-6 м, для 8-9-летних – 7-8 м.

Хорошо освоенные и безопасные упражнения (ходьба, стойки) сначала выполняются с открытыми глазами, затем с закрытыми (от 2 до 8-10 шагов). Все упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия, выполняются со страховкой, поддержкой, помощью.

Комплекс упражнений на коррекцию вестибулярных нарушений и устойчивость к вестибулярным раздражителям требует предварительного разучивания техники. Например, обучать кувыркам нужно на каждом занятии в первом полугодии и только во втором включать в комплекс. Весь комплекс рассчитан на 15 мин и используется в начале основной части занятия (табл. 2).

Таблица 2Комплекс упражнений для коррекции вестибулярной функции

Содержание

Кол-во подходов

Кол-во повторений

6-7 лет

8-9 лет

1

Ходьба и бег с остановками по сигналу

 

2 мин

4 мин

2

«Челночный» бег

3-5

10 м

10 м

3

Подскоки с остановкой по сигналу

 

2 мин

3 мин

4

Подскоки вперед с остановкой и движением в противоположную сторону

 

2 мин

3 мин

5

Кувырки вперед с открытыми глазами

 

5

7

6

Кувырки вперед с закрытыми глазами

 

5

7

7

Кувырки с последующей ходьбой по линии

 

5

7

8

Кувырки с последующей ходьбой боком, спиной вперед по гимнастическому бревну, линии

 

5

7

9

Перекат со спины на живот «бревнышко»,  глаза открыты

 

5-6 м

6-7 м

10

То же, глаза закрыты

 

5-6 м

6-7 м

11

«Бревнышко» с последующей ходьбой по линии (бревну, гимнастической скамейке)

 

5-6 м

6-7 м

12

Прыжки со скакалкой с изменением темпа

 

15-30 с

25-40 с

Упражнения выполняются во всех трех плоскостях, преимущественно в движении. Упражнения с отклонением головы во фронтальной плоскости: боковые наклоны головы, повороты головы при наклоне туловища воздействуют на фронтальные каналы вестибулярного аппарата. Раздражение горизонтальных полукружных каналов вызывается вращением туловища, поворотами на 180°, 360° как на месте прыжком, так и во время ходьбы и бега. На отолитовый аппарат воздействие оказывает начало и конец прямолинейного движения, ускорение и замедление движений (Л.И. Шапкова).

При составлении содержания второго этапа основной части занятий мы исходили из основной идеи адаптивной физической рекреации, которая заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий. Именно поэтому подвижные игры являются важным средством адаптивной двигательной рекреации детей с нарушениями слуха.

На основе анализа литературных источников нами были подобраны подвижные игры, соответствующие возрасту учащихся и направленные на повышение уровня развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха: «Три стихии. Земля. Вода. Воздух», «Печатающая машинка», «Запрещенный цвет, «Зеркало», «Веревочка», «Догони меня», «Поймай мяч», «Цветные палочки», «Часы», «Подними руку», «В шеренгу становись», «Поймать Бармалея».

При проведении игр со слабослышащими деть необходимо помнить следующее: ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила. Дети, с которыми мы проводили занятия, имели остаточный слух и были обеспечены специальной звукоусиливающими индивидуальными аппаратами. Поэтому особенных трудностей в объяснении правил игры у нас не возникало. Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

Количество игр жестко не регламентируется, обычно 1-2 игры в одном занятии. Время, отводимое на подвижные игры, – 15 минут.

В заключительной части мы проводили построение и подведение итогов. Продолжительность заключительной части не более 5 минут.

Схематично структура и содержание разработанных нами рекреативных занятий изображено на рисунке 1.

 Рисунок 1 – Структура и содержание рекреативных занятий со слабослышащими детьми 7-9 лет, направленных на развитие координационных способностей.

Для экспериментального обоснования эффективности разработанных нами коррекционно-развивающих занятий со слабослышащими детьми был проведен сравнительный анализ результатов, полученных в ходе контрольных тестирований.

Первое тестирование, которое выявляло исходный уровень развития КС детей с нарушениями слуха, было проведено в октябре 2013 г.; второе тестирование прошло после проведения рекреативных коррекционно-развивающих занятий – апрель 2014 г.: оно определило итоговый уровень развития координационных способностей детей, принявших участие в эксперименте. В качестве контрольных упражнений мы использовали тесты, предложенные В.И. Ляхом. Для оценки статического равновесия мы использовали тест «Упрощенная проба Ромберга», определение способности к комплексной реакции осуществляли при помощи теста «Отпускание палки на реакцию», при выявлении способности к согласованию движений мы опирались на результаты теста «Упор присев – упор лежа», способность к комплексной реакции мы определяли при помощи теста «Прыжки вниз на разметку».

После статической обработки полученных результатов мы провели сравнительный анализ средних исходных и итоговых показателей развития координационных способностей с целью выявления эффективности разработанных занятий. Результаты сравнительного анализа приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Сравнительный анализ исходных и итоговых показателей развития координационных способностей детей с нарушениями слуха

Координационная способность

Тестовое упражнение

Исходные показатели

М±m

Итоговые показатели

 M±m

Разница

%

1.

Статическое равновесие

«Упрощенная проба Ромберга»

17,7±0,94

19,3±0,92

+9,1

2.

Способность к комплексной реакции

«Отпускание палки на реакцию»

11,2±0,44

8,1±0,83

+27,7

3.

Способность к согласованию движений

«Упор присев – упор лежа»

2,3±0,15

2,6±0,16

+13,1

4.

Способность к комплексной реакции

«Прыжки вниз на разметку»

23,8±0,73

21,1±0,81

+11,3

Сравнительный анализ исходных и итоговых показателей развития координационных способностей младших школьников с нарушением слуха показал, что по сравнению с показателями в начале педагогического эксперимента, в конечном результате наблюдается положительная динамика во всех проведённых тестах. В частности: показатели в упрощенном варианте  пробы Ромберга улучшились на 9,1%; значительные улучшения наблюдаются в способности к комплексной реакции – прирост 27,7%; в тестовом упражнении «Упор присев – упор лежа» вновь наблюдается увеличение результатов на 13,1 %; в тестовом упражнении «Прыжки вниз на разметку» заметна тенденция к улучшению результата, в процентном соотношении результат улучшился на 11,3%. Таким образом, сравнительный анализ подтвердил эффективность применения в адаптивной двигательной рекреации детей с нарушением слуха разработанных занятий, направленных на  коррекцию и развитие координационных способностей. 

Разделы