Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ФИНСКОЙ ШКОЛЫ)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ФИНСКОЙ ШКОЛЫ)

Васильев Н.Н.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
kusoboy@yandex.ru

В данной статье рассматривается уникальный опыт финских специалистов в области обучения и воспитания детей с особенными потребностями. Как отмечает Н.М Назарова, сегодня ни в США, ни в Западной Европе нет ни одной школы, детского сада, где бы вместе с обычными детьми не находились дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности [Презентация Назаровой Н.М. // http://www.youtube.com/watch?v=79jPGQ6rw5I]. В последнее десятилетие именно Финляндия демонстрирует всему миру одну из идеальных моделей процветающей, инновационной системы образования, которая отдаёт первостепенный приоритет наиболее важным субъектам образования: ученикам. Так что же делает эту страну такой прогрессивной в плане специального образования, какие условия она предоставляет своему будущему поколению?

Система образования Финляндии основывается на 9-летней общеобразовательной школе. Образование является обязательным для всех детей в возрасте от 7 до 16 лет. Технически, есть несколько частных школ, но они финансируются государством и не взимают плату за обучение [Поздеева С.И. Опыт Финляндии в сфере образования // Вестник Томского педагогического университета. 2011. №10.]. По мнению П. Салберга, генерального директора Центра международной мобильности и сотрудничества при Министерстве образования и культуры Финляндии, основная цель образования – создание равноправия для общества. Все высокопоставленные сотрудники образовательных и культурных учреждений имеют огромный опыт работы с детьми. Практически невозможно стать управляющим, не получив опыт работы в должности обычного учителя.

Профессия учителя - одна из самых престижных, уважаемых и популярных в Финляндии, молодые люди хотят стать учителями. Учителя - это ключевые лица для будущего поколения и в связи с этим данная профессия является очень важной. Соответственно, для учителей обязательно иметь степень магистра. Учителя в Финляндии могут внедрять свои собственные преподавательские методы и материалы [Farrel, M. (2008a) Educating Special Children: An Introduction to Provision for Pupils with Disabilities and Disorders].

Финляндия – это страна, где очень сильно развита специальная педагогика в целом, большинство специалистов в этой области уделяют колоссальное внимание к работе с детьми с ограниченными возможностями, каждый слова, знания, даже движения при работе с детьми тщательно апробируются и анализируются специалистами [там же].

В международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование»: на английском языке — Sресiаl еducation, на испанском —pedagogia, еducation especial, на немецком — Sonderpadagogik, и на финском – erityispedagogiikan. Название «специальная педагогика» используется как общепонятный международный педагогический термин, так как сообразуется с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка [Clements, P. Sprinks, T. Philips, E. (2009) EqualOpportunities: HowtoRecognizeDiversity, EncourageFairnessandPromoteAnti-DiscriminatoryPractice].

Финское определение специальной педагогики означает следующее: cпециальное обучение является инструкцией, разработанной специально для удовлетворения уникальных потребностей ребенка с ограниченными возможностями. Это означает образование, которое разработано с учётом потребностей конкретного ребенка [Clements, P. Sprinks, T. Philips, E. (2009) Equal Opportunities: How to Recognize Diversity, Encourage Fairness and Promote Anti-Discriminatory Practice].

Здравоохранение и обеспечение социальным пакетом услуг для детей с ограниченными возможностями закреплено специальными законами об образовании. Специальные сервисы в области образования и медицины предоставляются на каждом этапе образования и в каждой учебной среде в зависимости от требований и специальных нужд ребёнка в диапазоне от коррекционного образования до индивидуального обучения на дому. В общеобразовательной школе около 16% всех учащихся получают специальное образование в той или иной форме. Большинство учеников с ограниченными возможностями получают неполное специальное образование с расчётом на дальнейшее дополнительное обучение. Индивидуальная и групповая инклюзия значительно увеличила охват в образовательных учреждениях Финляндии и за последнее десятилетие акцент делается на развитии специальной индивидуальной учебной программы образования [Презентация Назаровой Н.М. // http://www.youtube.com/watch?v=79jPGQ6rw5I].

Половина тех студентов, которые оканчивают среднюю школу в возрасте 16 лет, находятся в постоянном контакте со своими сверстниками с ограниченными возможностями. То есть в финских образовательных учреждениях активно практикуется инклюзия. До 50% студентов находятся в этой среде до тех пор, пока они не станут выпускниками. “Учитывая это, - пишет П. Салберг, - специальное образование не является чем то особенным для студентов” [Clements, P. Sprinks, T. Philips, E. (2009) EqualOpportunities: HowtoRecognizeDiversity, EncourageFairnessandPromoteAnti-DiscriminatoryPractice]. Когда студенты наблюдают за многими своими одноклассниками, которые получают дополнительную поддержку, специальное образование теряет своё стереотипное клеймо  жалости и предрассудка.

Посетив полный курс лекций доктора философских наук, доцента кафедры специального обучения Университета Лапландии Саи Фаурунен по предмету Foundations of Special Education (Введение в специальную педагогику), состоявший из 170 часов, включая недельную практику в начальном и общеобразовательном школах Rantsu и Harkkari, мы представили (студенты, аспиранты и молодые учёные со всех концов Европы, обучающиеся по программе Эрасмус) примерную картину системы специальной педагогики в Финляндии. Главная особенность, которую мы заметили ещё в начале практики – это то, что сфера специальной педагогики неразрывно связана с образованием в целом (инклюзия и т.п.).

Прежде всего, работа в специальной педагогике начинается с обучения и обязательной стажировки будущего педагога в школе (примерно 2 года обязательно). Студент должен пройти обучение в университете и получить базовый уровень бакалавра. А после успешной сдачи экзаменов подать заявление в магистратуру, где он год изучает курсы специальной педагогики и методики образования. После получения степени магистра он направляется в школу или в иное образовательное учреждение в другой город как минимум на полтора года оплачиваемой стажировки. Уже после всех этих процедур, экс-студент и специальный педагог может отправить своё резюме школам.

Учитель специального образования имеет гибкий график работы. К примеру, в начальной школе Rantsu, сурдопедагог и классный руководитель Й. Мартти говорил, что иногда он работает в классе, предлагая помощь тем, кто в ней нуждается. В других случаях он работает индивидуально с учеником. В этой школе главной целью образования считается продвижение и рост детей во всех аспектах. Педагогический состав постоянно поддерживает и контролирует физическое, психологическое, социальное, познавательное и эмоциональное развитие каждого ученика и предотвращают любые трудности, которые могут только появляются, основываясь на идее, что начальное образование строит фундамент, на котором ребёнок построит своё будущее.

В школе, как и во всех остальных образовательных учреждениях, активно практикуется инклюзивное образование и кооперативное разделение труда между учителями. Как пишет С.И. Поздеева, “физическая и социальная окружающая среда и необходимые услуги поддержки в начальном образовании детей, прежде всего, должна быть организована таким образом, чтобы предоставить возможность детям полностью участвовать в групповой деятельности” [Поздеева С.И. Опыт Финляндии в сфере образования / Поздеева С.И. // Вестник Томского педагогического университета. 2011. №10].

Принципы в двух школах, в которых нам довелось пройти практику, одинаковые по содержанию - каждый учитель ответственен за обучение своей группы и должен учитывать уникальные возможности и потребности каждого учащегося. Сотрудничество с родителями и опекунами, другими учителями и штабными членами и различными специалистами значительно облегчает педагогический процесс. Особое внимание должно быть сконцентрировано на учащихся, требующих специального обучения. Здесь такое внимание называют специальной поддержкой, которая, в свою очередь, представляет собою систему задач, которую ставят перед собой учителя. Она состоит из диагностики и непосредственно момента выполнения задачи по результатам анализа.

В процессе диагностики педагог выявляет особенности обучения и способности учащегося, разрабатывая уже для него отдельный учебный план, но при этом программа остаётся неизменной с основным потоком учащихся. IEP – индивидуальный учебный план, который представляет собой письменный документ, разработанный на основе утвержденной учебной программы. Целью ИУП является обеспечение постоянной поддержки, индивидуального обучения и роста процесса обучения учащегося. В данный план также включено регулярное медицинское обследование учащегося и бесплатное обеспечение всеми средствами обучения. Целью специальной поддержки является предоставление ученикам целостной и систематической поддержки, что позволяет им завершить общее среднее образование. Наиболее важным моментом здесь является самооценка учащегося с ограниченными возможностями и развитие мотивации для дальнейшего обучения и вступления в социальную среду.

По словам М. Сеппанен, директора общеобразовательной школы Harkkari, педагогическое разделение труда для работы с учащимися с ограниченными возможностями открывает новые возможности для молодых учителей и аспирантов, а также для студентов-практикантов в сфере специальной педагогики. В целом, педагогическое разделение труда (cooperative teaching) представляет собой совместную работу двух или трёх учителей в одном ученическом коллективе (это может быть классный руководитель и специальный педагог). Как правило, один из учителей более опытный, а второй выступает в качестве ассистента, набирая опыт и следя за работой профессионала. Можно выделить следующие формы и условия педагогического разделения труда:

  • Альтернативная поддержка;
  • Параллельное обучение;
  • Оба учителя имеют одинаковое содержание уроков;
  • Педагогическая база;
  • Гибкая группировка и расписание;
  • Работа в команде.
Разделы