Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ерохина А.Б.
Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко», г. Котовск
anya-writer@rambler.ru

Одной из особенностей подготовки будущего воспитателя детского дошкольного учреждения является учет уникальности дошкольного возраста ребенка. Именно в это время происходит разностороннее становление личности ребенка: умственное, нравственное, духовное, гражданское, половое, эстетическое. Всестороннее и эффективное развитие дошкольников будет происходить в том случае, если воспитатель учитывает индивидуально-возрастные особенности детей данного возраста.

В период дошкольного детства ребенок наиболее восприимчив к окружающему его миру. В этом возрасте дошкольник отзывчив, заинтересован в занятиях, и педагогу легче заложить основы нравственности, чем в более позднем возрасте. Дорогу к нравственному развитию ребенка можно начать прокладывать с помощью эстетического воспитания. И здесь необходимо уяснить, что эстетическое воспитание – это не только воспитание художественное, направленное на восприятие произведений искусства и всего прекрасного и возвышенного. Эстетическое воспитание не сводится только к умению правильно интерпретировать и понимать шедевры живописи, архитектуры и проч. Это более широкое понятие, включающее в себя как пассивное восприятие, так и активную творческую деятельность.

Любое эстетическое переживание вызывает в ребенке соединение массы чувств и мыслей, которые, в свою очередь, необходимы для дальнейшей самореализации в творческой деятельности. Таким образом, ребенок становится открывателем, пытливым исследователем, новатором. У него появляется желание додумать, изучить что-то или изменить. Увлеченный ребенок не знает скуки, он открыт миру, открыт всему новому и не испытывает к миру недоверия. Время от времени «подпитываясь» эстетическими переживаниями и наполняя себя положительными эмоциями, ребенок все больше стремится творить добро и привнести в мир что-то от себя лично. Именно так, с помощью эстетики, воспитывается в ребенке нравственность.

Однако как в теории, так и в практике высшего образования такое направление, как подготовка будущих воспитателей ДОУ к нравственно-эстетическому воспитанию детей с первых лет их жизни, разработано недостаточно. Неполно обоснованы методологические подходы к пониманию сущности и структуры нравственно-эстетического воспитания, не определена его роль и место в системе профессионального педагогического образования будущего воспитателя, недостаточно эффективно функционирует сама система подготовки специалистов для дошкольного образовательного учреждения в данном направлении. Кроме того, в высшем педагогическом образовании отсутствует систематизированный курс, знакомящий с нравственной культурой России, с основами эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, сложилось противоречие между потребностью в педагогических кадрах, способных профессионально осуществлять нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в ДОУ и неготовностью современных педагогических вузов к подготовке таких специалистов, между заинтересованностью студентов (будущих воспитателей) в своем нравственном росте, развитии эстетических представлений и предпочтений и их неумением осуществить этот процесс.

Формирование высоконравственной личности педагога-воспитателя ДОУ должно осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы и внеаудиторной деятельности в университете. На ее результативность оказывают влияние множество факторов. Для успешного решения этой проблемы необходимо:

- глубокое изучение студентами сущности общечеловеческой нравственности, общечеловеческих и эстетических ценностей;

- специфики самого процесса нравственно-эстетического воспитания, его основных элементов;

- роли учебного процесса и личности преподавателя в нравственно-эстетической подготовке педагога к нравственно-эстетическому воспитанию детей в условиях ДОУ;

- средств, форм и методов формирования высоких нравственных и эстетических чувств, качеств, содержания и путей формирования нравственно-эстетического идеала.

Основными формами учебно-воспитательного процесса в вузе являются лекция, семинарские, лабораторные, практические занятия. При высоком уровне организации форм учебно-воспитательного процесса, продуманном использовании технических средств обучения, варьировании методов и приемов обучения в зависимости от конкретных особенностей решаемых задач студенты не только овладевают знаниями, но и формируют, развивают необходимые нравственные и эстетические качества.

Важно развивать инициативу у будущих воспитателей в вузе, творческий потенциал личности студента; создать у будущих педагогов-воспитателей ДОУ установку на творческую профессиональную деятельность, формирование осознанной оценки, профессиональной значимости предметов психолого-педагогического цикла и на этой основе подготовить их к нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Разделы