Сведения об образовательной организации

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Прокудин Ю.П., Свешникова Л.И., Корнеева Л.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
prokudin68@mail.ru
МАОУ СОШ №36 г. Тамбова
tschool36@yandex.ru 

Современное образовательное пространство характеризуется значительным ростом инноваций и инновационных подходов в работе общеобразовательных учреждений. Развитие инновационных процессов обусловлено рядом причин: демократические преобразования, дающие учебным заведениям возможность для проведения педагогических экспериментов; повышение интереса к проблеме рефлексии; концентрированность внимания в организации анализа и развитии собственной деятельности.

Инновационные преобразования в школьной жизни основываются на принципах образовательной политики, определенной в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на положениях Концепции модернизации Российского образования и направлениях, представленных в Федеральной целевой программе развития образования.

Достижение целей инновационного развития образования будет более результативным при условии качественных изменений самого образования, образовательной среды и формирования потребности обучения в течение всей жизни. Непрерывность образования обеспечивает возможность человека постоянно развиваться и образовываться вне зависимости от возраста, состояния здоровья и других факторов, способствует гармонизации общественных отношений через справедливое перераспределение знаний как основного его капитала.

В условиях введения Стандартов восстановительной медиации и служб примирения, разработанных Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации (17 февраля 2009г.), правомерно комплексное изменение содержания образования. Поскольку сегодня в образовательном процессе большое внимание уделяется развитию личности, то именно успешная ее социализация становится стержнем всего образовательного процесса.

Федеральная целевая программа развития образования «Наша новая школа» предусматривает реализацию планов долгосрочного развития системы образования, направленного на опережающее обучение и воспитание школьников, повышение потенциала образования в консолидации общества, сохранение единого социокультурного пространства, более полное обеспечение образовательных потребностей личности.

Развитие службы школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования. Эффективной нам видится именно целенаправленная, комплексная работа, в которую включены все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся и их родители, а также ресурсы местного сообщества и социальных партнеров. Необходимо осмысление путей развития образовательной политики, поиск новых форм и методов в реализации идей инновационного проекта.

Северный микрорайон города Тамбова, на территории которого расположена МАОУ СОШ №36, в настоящее время выстраивает свою социальную инфраструктуру. В школе реализуется модель «Микрорайонообразующая школа». Приоритетами деятельности школы выбраны жизненно важные направления: здоровьесбережение, досуговая сфера и социальное партнерство.

Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:

  •  наличием малообеспеченных, многодетных семей и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • многонациональным составом семей;
  • наличие в микрорайоне неблагополучных семей.

В школе обучаются около двух тысяч учащихся. Из них: из многодетных семей - 92 ребенка (5%), из малообеспеченных семей-286 человек (15%), детей, оставшихся без попечения родителей-19 (1%), детей из неблагополучных семей-5 (0,3%), учащихся, воспитывающихся в неполных семьях-445 (23%). Таким образом, можно сформулировать основную проблему микрорайона: наличие семей и детей, требующих особого внимания со стороны общества и государства.

Все это послужило началом работы над инновационным проектом. В соответствии с приказом управления образования и науки Тамбовской области №1582 от 30.05.2014г. школа является региональной инновационной площадкой по реализации  проекта «Проектирование института медиации в условиях общественно-ориентированного образования».

Одним из инновационных методов в работе школы по данному направлению является создание школьной службы медиации (май 2014г.), призванной создать безопасную среду, благоприятную для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки, декриминализировать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников внутри школы и силами самой школы. Это помогло изменить установки при реагировании на конфликты и правонарушения с административно-карательных на восстановительные, вверить участникам образовательных отношений полномочия по решению их конфликтных ситуаций.

Научить детей избегать таких ситуаций, правильно и грамотно выходить из них – одна из задач службы медиации, которая является альтернативой административным способам реагирования на конфликтные ситуации и содействует устранению не только случаев, но и причин противоправного поведения школьников. Служба медиации школы работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения. 

В первую очередь мы провели анкетирование учащихся, затем педагогов и родителей с целью анализа конфликтности в школе и необходимости создания школьной службы медиации. В результате проделанной работы были выбраны руководитель школьной службы медиации и школьные медиаторы.

В рамках школьной службы медиации функционируют следующие подразделения: информационно-методическая служба, социальная служба, психолого-педагогическая служба, служба школьного уполномоченного по правам участников образовательных отношений (школьный омбудсмен), служба государственно-общественного и школьного самоуправления.

На подготовительном этапе осуществления проекта в мае 2014г. была проведена следующая работа:

- создана рабочая группа по реализации проекта «Проектирование института медиации в условиях общественно-ориентированного образования» (Приказ  директора школы от 07.05.2014 №338);

- утверждена школьная служба медиации (Приказ директора школы от 14.05.2014 №363), в состав которой вошли: заместитель директора по воспитательной работе, руководитель школьной службы медиации и медиаторы- педагоги школы, учащиеся, родители. Все школьные медиаторы были выбраны учащимися, педагогами и родителями;

- сформирована нормативно – правовая база. Разработано и утверждено Положение о школьной службе медиации (Приказ директора школы от 14.05.2014 №363);

 - составлен план мероприятий по реализации инновационного проекта;

 - определены соисполнители проекта: Н.А. Коваль, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития; Ю.П. Прокудин, кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и психологии; П.П. Щербинин, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по демократии и правам человека (Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина); В.Г. Баев, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Трудовое и предпринимательское право» (Тамбовский государственный технический университет);

- подобраны диагностические методики (выявление конфликта и конфликтности, оценка социально-психологического климата в школьном коллективе и др.);

- проведен первоначальный мониторинг психологического взаимодействия участников образовательных отношений.

Учащимся было предложено выполнить тест-опросник, позволяющий наиболее полно проследить психологические характеристики, тест для оценки эмоционального состояния, и тест, направленный на определение ведущей стратегии поведения учащихся в условиях противоречий. В ходе мониторинга были оценены общий психологический климат в коллективе, стиль отношений в нем, самочувствие ребенка, его социальную защищенность, комфорт, уровень воспитанности учащихся. 

Исследование, проведенное психологами школы, позволило выявить некоторые особенности конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся. Конфликты «ученик-ученик» возникают в таких ситуациях:

- из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов - 11%;

- из-за отсутствия взаимопонимания - 7%;

- в связи с борьбой за лидерство - 7%;

- из-за противопоставления личности ученика коллективу - 7%;

- в связи с общественной работой - 6%;

- у девочек из-за парня - 5%.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывает также агрессивность. Наличие в школе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них - между другими членами коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии и возникновения конфликтов таковы:

- причина агрессии: желание выделится среди сверстников - 12%;

- источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых - 11%;

- все зависит от взаимоотношений в классе - 9,5%;

- в агрессивности ученика виновата семья - 8%;

- агрессивные школьники, дети с отклонениями в развитии - 4%;

- агрессивность - явление возрастное, связанное с избытком энергии - 1%;

- агрессивность - плохая черта характера - 1%;

- в классе всегда были агрессивные ученики - 12%;

- в классе нет агрессивных учеников - 34, 5 %.

Медиаторами школы был создан стенд «Школьная служба медиации», на котором размещена вся необходимая информация для педагогов, учащихся и родителей по работе школьной службы медиации. Так же медиаторами был изготовлен и начал свою работу почтовый ящик, куда все участники образовательных отношений могут помещать записки с информацией о происходящих в школе конфликтах с целью их разрешения мирным путем; просьбы о разрешении конфликтных ситуаций.

За истекший период школьной службой медиации реализовано две программы примирения. Одна программа по личным обращениям учащихся, другая - по личным обращениям родителей. По типу конфликтов: «несовершеннолетний-несовершеннолетний» - одна программа, «родитель-учащийся» - другая программа. По характеру конфликта: конфликты некриминального характера (недопонимания, ссоры).

Ситуация первого конфликта – это ситуация, где есть обидчик и жертва, это ссора между двумя учащимися 6 класса (ссора, приведшая к драке). В данном случае медиатором выступал ученик 10 класса школы, которого выбрали сами ребята. Цель деятельности медиатора в этом случае – восстановление отношений  между обидчиком и пострадавшим. Медиатор провел две предварительные встречи с каждой из сторон конфликта по отдельности,  в ходе которых выяснил, что и пострадавшая сторона, и обидчик готовы к переговорам. А затем провел примирительную встречу.

У ученика-обидчика в ходе медиации появилась возможность понять другую сторону, помириться, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.  Ученик, пострадавший в данной ситуации, почувствовал себя в безопасности и поверил, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны обидчика. В результате проведенной работы по примирению сторон конфликт был полностью исчерпан, ребята помирились, извинились и простили друг друга. Самое главное, что ссора не переросла в обиду и ненависть по отношению друг к другу. 

Ситуация второго конфликта состояла в том, что родители ученицы 5 класса просили принять меры в отношении ее одноклассницы, которая постоянно провоцировала их дочь на конфликты. В данном случае медиатором выступал педагог школы, которая сначала побеседовала со сторонами конфликта, а затем провела примирительную программу по заглаживанию вреда обидчиком,  в том числе, помогла учащимся более доверительно общаться, выйти из конфликта так, чтобы он не перерос в правонарушение. Родители пострадавшей ученицы были удовлетворены работой медиатора, в ходе которой  была устранена враждебность и угрозы со стороны другой ученицы.

Обе программы завершены с положительным результатом. Цель достигнута в результате встречи участников конфликта при нейтральном посреднике за «столом переговоров» и диалога между сторонами. Немаловажным является и то, что причины противоправного поведения школьников устранены внутри школы и силами самой школы. И самое радостное то, что обстановка в детских коллективах нормализовалась, доброжелательней стали отношения детей.

Медиация учит активному слушанию, умению контролировать эмоции, отделять проблемы от человека, нивелировать собственные интересы ради достижения общих интересов. Нам удалось выявить, что наиболее положительное влияние на урегулирование конфликта оказывает вовлечение конфликтующих сторон в совместную деятельность. Чем раньше будет проведена необходимая диагностическая работа и инициированы переговоры, тем успешней получится результат. Так все участники программ медиации приняли участие в совместных мероприятиях, которые оказались приемлемой и эффективной альтернативой в сравнении с традиционными способами урегулирования конфликтов. Учащиеся активно приняли участие в организации праздника, посвященному Дню детских организаций, стали инициаторами проведения в классах начальной школы классных часов, посвященных проблеме толерантности.

Мы считаем, что в результате реализации проекта, большинство внутришкольных конфликтов будут разрешаться с использованием примирительных процедур; повысится показатель детского социального самочувствия (снижение конфликтности, повышение безопасности), социальная политика получит новый импульс развития в направлении эффективных не карательных способов реагирования на противоправное поведение несовершеннолетних.

Созданная служба медиации продемонстрировала свою значимость и необходимость в деле создания в школе безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки. Она является эффективным инструментом снижения конфликтности, профилактики агрессивных проявлений среди детей, координации усилий семьи и педагогов с целью предотвращения неблагоприятных «сценариев» развития учащихся.

Исключительную значимость играет взаимодействие «школа - вуз» в реализации инновационного проекта. Для учителей школы начал работу постоянно действующий инструктивно-методический  семинар, на очередном  заседании которого с лекцией «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе» выступил профессор кафедры общей педагогики и психологии института педагогики и психологии ТГУ имени Г.Р. Державина, почетный работник высшего профессионального образования РФ Ю.П. Прокудин. Собравшиеся с интересом познакомились с основным понятием конфликта в педагогическом процессе, его видами, особенностями и причинами конфликтов, стилями поведения в конфликтных ситуациях и их психологическим анализом.

Школьная служба медиации работает не только реактивно (лишь в ответ на правонарушение и конфликт), но и активно, реагируя на напряженность и взаимонепонимание в коллективе. Этот инновационный подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций начал доказывать свою значимость.

Данная служба медиации, как и в других общеобразовательных учреждениях региона, является новым элементом системы. Она только в начале пути. Многое предстоит сделать для более качественной и эффективной работы:

-педагогический коллектив испытывает потребность в организации специального курса повышения квалификации по проблеме медиации;

- необходима более детальная разработка методики проведения мероприятий, консультирования участников образовательного процесса;

- требуют уточнения отдельные направления данной службы, их методическое обеспечение, апробирование форм и методов работы.                

Разделы