Сведения об образовательной организации

ИДЕЯ И МИССИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСЛЯЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕАЛИЯХ

ИДЕЯ И МИССИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСЛЯЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕАЛИЯХ

Прохоров А.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
proh_and@rambler.ru 

В условиях современных изменений в сфере высшего образования происходит трансформация и корректировка ценностей университетского сообщества. По мнению исследователей вопросов высшего образования, ядром академической культуры учебного заведения как совокупности норм и ценностей выступает его миссия. Согласно другим трактовкам, ценности объединены идеей университета.

Начало осмыслению идеи университета было положено в античной философии. Первые идеи университета были сформулированы в работах Аристотеля и Платона, которые высказывались о необходимости автономного учебного заведения, объединившего образовательную деятельность и научный поиск. «Идеи университета» на разных этапах существования университетов получили развитие в работах представителей западной философской мысли (А. Вебер, З. Бауман, Д. Белл, М. Вебер, В. Гумбольдт, Т. Джефферсон, Ж.Деррида, Э. Дюркгейм, О. Конт, Р.К. Мертон, Д. Ньюмен, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Спенсер, Ю. Хабермас, К. Ясперс и др.), а также в работах отечественных исследователей прошлого и настоящего (М.В. Ломоносов, С.Н.Трубецкой, Б.С. Гершунский, А.П. Огурцов, В.В. Платонов, В.А. Садовничий и др.). В последние годы внимание к проблеме миссии и идеи университета усилилось в свете интенсивных изменений в системе высшего образования, в необходимости разработки новых стратегия развития университетов (Н.С. Бирюкова, А. Грудзинский, А.Г. Новохатько, И.М. Новохатько, Н.М. Панькова, В.Д. Повзун, Р. Стронгин, В. Шаповалов, A.Magra и др.).

Идея университета может толковаться через такие понятия как «сущность», «миссия», «назначение», «идеальный образ», «видение» университета. В некоторых исследованиях с классическим понятием идеи университета соотносят понятие миссии университета в его широком толковании [Панькова 2007, 2008]. Понятие идеи университета является более широким, чем миссия, и отражает назначение университета в определенном временном интервале в конкретных социокультурных условиях. В.Д. Повзун определяет идею университета как «совокупность представлений об основополагающих ценностях, целях и пространстве развития университета, о том, что он несет, производит вовне, зачем он нужен обществу, государству, людям» [Повзун 2005: 20].

Миссия, по мнению специалистов, выступает смыслообразующим ядром идеи университета; является основной целью университета [Marga 2009[Повзун 2005]]. Миссия может также пониматься как интегратор (объединяющее ядро) ценностей, разделяемых в том или ином университете.

Как свидетельствуют толкования понятия, идея университета связана с культурно-исторической моделью университета, соответствующей академической культурой, определенной конфигурацией ценностей в рамках данной культуры. Трансформация идеи университета и принятие новых миссий конкретных учебных заведений предполагает формирование новых моделей университетов, отвечающих духу времени.

Процесс адаптации вузов к изменяющимся условиям заставляет руководство учебных заведений пересматривать миссию и функции вуза. При этом функции, в понимании ряда исследователей, это то, что должно быть выполнено для реализации миссии [Magra 2009]. В частности, в качестве функций выделяют исследовательскую деятельность, подготовку новых поколений исследователей, академическую подготовку будущих профессионалов, базовую подготовку, вклад в культурное самосознание и интеллектуальное просвещение [Margа 2009]. В современных условиях данный набор функции значительно расширился в зависимости от приверженности вуза к той или иной модели функционирования высшего учебного заведения. К новым функциям, например, можно отнести подготовку специалистов, способных выполнять конкурентоспособные научные исследования, вносить вклад в инновационное развитие, вести прикладные исследования. Расширение функций вуза переводит в иную плоскость вопрос о «смерти университета», демонстрируя его особое значение в глобальном обществе и экономике [Margo 2009].

Миссия организации так же, как и ее цели, всегда ориентирована на выполнение чьих-либо требований (законодательства, клиента, акционера, спонсора и т.д.) [Князев 2001]. Для вузов такими требованиями могут считаться требования государства, работодателей, студентов и их родителей, других заинтересованных сторон, а также самих сотрудников вуза [Алтунина 2011, с.145].

Знаковой работой, посвященной анализу миссии университета, является работа Х. Ортеги-и-Гассета «Миссия университета» («Mision de la Universidad», 1930), основой для которой стало его выступление в университете Мадрида. В данной работе Х. Ортега-и-Гассет рассуждает о роли (миссии) университета в условиях назревшей необходимости в преобразованиях Испании тех лет. Университет, согласно Ортеге-и-Гассету, представляет собой высшее образование, которое должен получить средний человек. Среднего человека нужно сделать, прежде всего, человеком культурным, поместить его вровень со временем. Таким образом, первичная и центральная функция университета, определяющая его миссию, заключается в преподавании главных культурно-значимых дисциплин [Ортега-и-Гассет 2010].

Американские вузы в начале 30-х гг. XX в. были первыми, кто стал публиковать свои миссии в каталогах. В конце XX в. формулировки миссии публикуют университеты Великобритании и Канады, чуть позже к ним присоединяются и другие страны, в т.ч. и Россия. Миссии вузов того времени являются производными от «преподавания» и «исследования» [Колесников 2011, с.128-129]. В формулировках сегодняшних миссий университетов прослеживаться новый элемент – «общественная услуга».

Через понятие миссии специалисты часто описывают назначение, перспективное видение функционирования конкретного университета, особенностей его самоопределения среди других учебных заведений. Понятие миссии университета в данном случае обладает более узким, корпоративным смыслом, обусловленным идеей стратегического управления [Панькова 2007].

Применительно к высшему учебному заведению (университету),миссия – это ясно сформулированное, побуждающее к действию, емкое изложение перспективного видения образа университета, принципов и способов продвижения к этому идеалу [Макаркин, Томилин 2003].

О.А. Леонова предлагает два основных подхода к трактовке миссии университета. Первый – традиционный подходв понимании миссии, опирается на прямое значение слова «университет». В этом случае образовательная миссия совпадает с функциями высшего образования. Этот подход отражает позицию, согласно которой развитие высшего образования на разных территориях происходит по схожим сценариям. При стабильной социально-экономической ситуации, как отмечает О.А. Леонова, данный подход реалистичен, т.к. учащиеся, родители, работодатели и педагоги представляют собой относительно однородные группы, чьи интересы представлены государством. В данном случае нет необходимости актуализировать миссии университетов, выполняющих государственный заказ [Леонова 2008, с.72].

Наиболее точным представляется менеджерский подход к образовательной миссии университета. Этот подход отражает нестабильность социально-экономической обстановки, к которым университеты вынуждены адаптироваться. Согласно менеджерскому подходу, организация является носителем идей, имеющих опережающий характер относительно общепринятых понятий и принципов жизнедеятельности [Леонова 2008, с. 73].

Необходимость адаптации к сложившимся условиям в значительной степени коснулась региональных вузов. Миссия регионального вуза заключается не только в его «градообразующей роли», но и в инновационной организации его функционирования [Леонова 2008]. Прямое и косвенное влияние университета на все сферы жизни оказывается возможным благодаря удовлетворению потребностей рынка труда, мобильности введения образовательных программ и т.д. [Леонова 2008]. 

Миссия отражает главный смысл существования организации, ее ценности, определяет роль организации в системе общественных отношений, формулирует принципы взаимодействия с окружающей средой [Мальцева 2005: 98]. Миссия современного университета, по мнению Е.В. Строгецкой, – это «ответ на необходимость выживать в условиях быстрых перемен, все возрастающей прагматики, распространения на все сферы жизни человека правил рынка, стремительной социальной дифференциации и фрагментации общества, это и поиск своего особого места в ряду других высших учебных заведений» [Строгецкая 2009: 80].

Миссия университета приобретает особое значение в условиях жесткой конкуренции, когда перед университетами встает задача более четкого самоопределения, выработки индивидуальности, поиска отличительных характеристик. Четко сформулированная миссия способствует формированию информационной среды внутри и вокруг вуза, помогает  закреплению вуза в информационном  пространстве.

Литература:

  1. Алтунина В.В. Формирование миссии как часть брендинга в условиях стратегического развития вуза // Теория и практика общественного развития. 2011. №4. С.145-148.
  2. Князев Е. А. Определение позиций и целей (о миссии и политиках Казанского университета) // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. Казань, 2001. С. 166–190.
  3. Колесников А.В. Миссия университета в эпоху постмодерна // Философское образование. Вестник философских факультетов и отделений. Вып. 2. М., СПб.: Праксис, 2011. С. 127-150.
  4. Леонова О.А. Миссия университета в региональном образовательном пространстве // Высшее образование сегодня. 2008. №1. С. 72-73.
  5. Макаркин Н.П., Томилин О.Б. Миссия университета // Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 9-13. 
  6. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / пер. с испан. М.Н. Голубевой, А.М. Корбута. М., 2010.
  7. Панькова Н.М. Идея университета в современной образовательной парадигме // Вестник Томского политехнического университета. 2007. Т. 311. №7. С. 163-165.
  8. Панькова Н.М. Миссия университета в современных концепциях высшего университетского образования // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 312. № 6. С. 185-189.
  9. Повзун В.Д. Миссия университета – история и современность // Вестник Оренбургского университета. 2005. №1. С. 13-21.
  10. Строгецкая Е.В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 67-81.
  11. Magra Andrea Values of the University // UNESCO Forum on Higher Education in the Europe Region: Access, Values, Quality and Competitiveness. Bucharest. 21-24 May 2009.