Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСЛЯЦИИ ПРОДУКТОВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НЕМЕЦКИМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ИЗДАНИЕМ «MitteldeutscheZeitung»

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСЛЯЦИИ ПРОДУКТОВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НЕМЕЦКИМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ИЗДАНИЕМ «MitteldeutscheZeitung»

И. М. Мякенина
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
ezhik3103@mail.ru 

Ключевые слова:массовая культура, центральные издания, западная региональная пресса, , политика редакции, информационный повод.

Понятие массовой культуры из рода тех, что не поддаются однозначному определению. Многие учёные(Хосе Ортега-и-Гассет, Освальд Шпенглер, Фридрих Ницше)придерживались критической точки зрения, утверждая, что массовая культура – исключительно губительное явление как для общества в целом, так и для конкретного индивида уже хотя бы потому, что оно способствует чуть ли не полному стиранию, собственно, индивидуальности. Как пишет кандидат филологических наук, доцент Института журналистики Белорусского государственного университета, Л. П. Саенкова, в мире современной журналистики вопрос неоднозначности явления массовой культуры также имеет место и каждой редакцией решается по-своему. Например, по словам Л. П. Саенковой, во многих современных изданиях типа «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» воплощается такой вид прессы, где на одной полосе спокойно соседствуют серьёзные и масскультовые материалы [1: 3]. Такое качество присуще далеко не только отечественным изданиям, западные коллеги, как оказалось, ещё проще решают проблему сосуществования концепции издания и продуктов массовой культуры в нём.

Для начала ответим на вопрос: что такое явление массовой культуры для одной конкретной газеты, возможно, даже не предусматривающей трансляцию её продукции - удар по репутации или неизбежная необходимость? Забегая вперёд, нужно сказать, что в современных социокультурных условиях функционирования печатных изданий данный вопрос с каждым годом становится всё более неуместным – никто им не задаётся. Потому что массовая культура настолько прочно вросла в нашу жизнь, что выбери любое респектабельное издание первый вариант, оно неизбежно начнёт терять подписчиков. Именно поэтому многие редакции придерживаются политики терпимости в отношении бурного расцвета массовой культуры на страницах их серьёзных изданий. Как это осуществляется на практике, мы все можем пронаблюдать по упомянутым центральным «Аргументам и фактам», «Комсомольской правде» и т.д., не знающим нужды в информационных поводах. Однако как работает этот механизм в условиях информационного голода региональной прессы, весьма интересный вопрос. А ещё более интересен вопрос о тех же процессах в региональной прессе западной Европы, страны которой принято считать куда более развитыми во всех отношениях, в том числе и в отношении популярности и качества печатных изданий, чем Россия. Возьмём в качестве примера известную газету одной из центральных земель Германии, Саксонии-Анхальт, «MitteldeutscheZeitung» («Центральнаягазета») [2].

Региональная пресса ФРГ примечательна в первую очередь своей влиятельностью, что объясняется спецификой административного деления Германии на земли, которые состоят из районов и самостоятельных городов, а районы, в свою очередь, делятся на самостоятельные города, общины и объединения общин. Во всей этой административной паутине едвали на одной земле найдётся больше трёх городов с численностью выше 100 тысяч человек, именно поэтому центральную газету одной отдельной земли по своему авторитету можно приравнять чуть ли не к нашим федеральным изданиям.

Итак, как же немецкие региональные издания выходят из ситуации нехватки информационных поводов? Забегая вперёд, скажем: нередко берут их из воздуха. В одном своём материале под названием «Einh?rterLeben» («Тяжёлая жизнь») (Рис. 1), расположенном на первой полосе номера («MitteldeutscheZeitung» от 01.10.2013), сотрудник издания освещает, казалось бы, насущные проблемы человечества и к тому же в довольно серьёзном ключе. Но, если внимательно прочесть текст, станет ясно, что он ничто иное, как транслятор массовой культуры в самом её негативном и бесполезном смысле.

Материал «Тяжёлая жизнь» повествует о том, как нелегко приходится в современном мире мужчинам. Автор делает несколько отсылок, как то: «результаты исследований в Алленсбахе» (проведённых, нужно сказать, местным женским журналом, название которого не указано)  и сомнительная статистика, не имеющая источника («66% женщин хотят, чтобы мужчины брали на себя больше домашних обязанностей. 52% хотят, чтобы, помимо этого, в остальное время они достигали больших успехов в работе»). На первый взгляд эти детали ни на что не укажут, кроме, разве что, того, что журналист узнал, возможно, на личном опыте (потому как пишет достаточно эмоционально и даже проникновенно), а ещё и из других средств массовой информации, что жизнь современного мужчины нелегка, и ему есть чем подтвердить это. Обратим особое внимание на способ подтверждения. Статистика всегда оказывает серьёзное воздействие на читателя: при виде цифр мы невольно начинаем доверять автору, мы едва ли успеваем подумать, откуда они, потому что уже дочитали текст и забыли про, собственно, цифры, однако эффект остался, и мы ещё не раз вспомним, как тяжело немецкому мужчине и какой молодец журналист, осветивший такую актуальную проблему.

Далее жанр и форма. В действительности, перед нами, скорее, просто текст, чем какой-либо материал. Потому что определить его жанр не представляется возможным. Единственное, чем это можно оправдать, рубрика, под которой опубликован текст, «Ansichtssache» («Точка зрения»). То есть мы можем допустить, что он и не предполагал фактической основы, это просто мнение, мы бы даже могли предположить, что это письмо читателя, если бы его автором не являлся опытный журналист [3]. Мы можем найти в нём отдельные признаки разных жанров, как то: заметки (автор пытается поставить проблему: «В любом случае, что-то случилось с мужчиной. Короткий период его истории в качестве главы семьи и единственного поставщика был сменён эпохой эмансипации»), статьи (он пытается её проанализировать: «Связано ли всё это с безвозвратным вымиранием мамонтов или с растущей механизацией быта, доподлинно неизвестно… Логично, что современный мужчина бежит от таких требований, предпочитая стрессовые ситуации на работе и развлечения»). Нужно отметить, что в тексте присутствует и необходимая последовательность частей, то есть, с точки зрения композиции, это вполне состоявшийся текс: автор ставит проблему, ссылается на коллег, приводит предысторию вопроса, рассматривает современное состояние и подводит итог.

Помимо некоторыхформальных признаков, среди достоинств текста следует отметить и то, что он не лишён авторской позиции и даже стиля, а также, в целом, весьма эмоционален, остер и ироничен: «Где же вы, мамонты, когда вы так нам нужны?!». Другими словами, имеет все предпосылки к тому, что бы претендовать на роль материала для качественного издания. Если бы не способ подхода к теме и оформление.

Казалось бы, перед нами серьёзная тема – усложнение жизни современного человека, в частности, мужчины. Но здесь она преподнесена в таком ключе, что текст выглядит как натуральный продукт массовой культуры, и вот почему. Автор мог привлечь серьёзных учёных, побеседовать с экспертами и привести статистические данные, почерпнутые из респектабельных источников, мог даже провести опрос и составить представление о мнимом здесь противостоянии полов. Мог вообще поднять вопрос о том, существует ли в действительности это противостояние, поразмышлять на эту тему. И, конечно же, в качестве графического оформления материала он мог бы использовать инфографику, изображающую в доступном виде имеющиеся статистические данные, и снимок, по крайней мере, более высокого разрешения.О содержании снимка тоже стоит сказать: он мог бы изображать, если угодно, то самое противостояние полов или, к примеру, уставшего после работы мужчину в процессе приготовления ужина – что угодно, куда лучше отражающее суть материала, чем молодой человек с бюстгальтером в руках.

Но в таком случае у автора получится объёмная корреспонденция, которая, несомненно, привлечёт стандартную целевую аудиторию «MitteldeutscheZeitung», но нет никаких гарантий, что среди неё окажутся потребители продуктов массовой культуры, а значит, издание может так и не продвинуться вперёд на пути увеличения количества читателей и повышения своей популярности у молодёжи.Именно поэтомуматериал преподносится читателю в таком виде, что легко привлекает внимание: маленький объём в сочетании с ярким экспрессивным снимком.Нужно сказать, что и тема, сколько ни называйте её «серьёзной», весьма неоднозначная, как раз одна из тех, которые с лёгкостью можно осветить в каком угодно ключе. К  тому же, не нужно забывать о наиболее привлекательных темах, за которые цепляется сознание потребителя продукции массовой культуры: страх, смерть, слабость, секс, отношения полов и т.п.

Многоликая массовая культура в материалах средств массовой информации может предстать перед читателем в каком угодно облике, и распознать её и определить степень и характер еёвоздействияна аудиторию и на сами издания не всегда так просто. Однако, анализируя материалы отечественных и зарубежных средств массовой информации, нужно иметь в виду, что, каким бы ни было это воздействие, оно в равной мере сказывается как на российских, так и на западных газетах, зачастую способствуя утолению информационного голода выдуманными, привлекательными новостями. А где, в российских или западных региональных изданиях, это воздействие наиболее масштабно и губительно, вопрос отдельного исследования.

Рис.1

ИСТОЧНИКИ:

  1. Саенкова Л. П. Массовая культура: эволюция зрелищных форм [Электронный ресурс]:— Электрон. текст. дан. (675 Kб). — Мн.: “Электронная книга БГУ”, 2004. — Режим доступа: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Journalism/Saenkova.pdf. — Электрон. версия печ. публикации, 2003. — PDF формат.
  2. «MitteldeutscheZeitung» [Электронный ресурс]: —Режим доступа:http://www.e-pages.dk/mitteldeutsche/1814/demo/.
  3. RainerWozny[Электронный ресурс]: —Режим доступа:https://de.linkedin.com/pub/wozny-rainer/19/33/3b7.