Сведения об образовательной организации

МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ: СОБСТВЕННЫЙ ТЕЛЕКОНТЕНТ ПОРТАЛОВ «МОЁ!» И «АБИРЕГ»

МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ: СОБСТВЕННЫЙ ТЕЛЕКОНТЕНТ ПОРТАЛОВ «МОЁ!» И «АБИРЕГ»

С.С. Перцев
Воронежский государственный университет
ssssp1@rambler.ru

В последние несколько лет в воронежском медиапространстве прослеживается интересная тенденция: производство телевизионного контента перестает быть строго делом телеканалов.  Развивается конвергентная журналистика. Конвергентная журналистика — это процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Сегодня современные медиа-компании расширяют свой спектр информационных и развлекательных продуктов и используют при этом «новые» формы подачи медиапродукта: он-лайн газета, радио в интернете, веб-телевидение [1:12].

В настоящий момент два «непрофильных» региональных СМИ производят собственный телевизионный контент. Речь идет об информационном портале  «Моё! Онлайн» и агентстве бизнес-информации «Абирег». К примеру, на сайте РИА «Воронеж» также имеется видеораздел, но контент для него поставляет интернет-телеканал «ТВ Губерния». Не берем в расчет мы и материалы, которые можно размещать под рубрикой «Мобильный репортер».  Но нельзя не отметить, что данная специфическая форма набирает все большую популярность. Она используется на порталах «Моё», РИА «Воронеж», на странице, где размещается локализованная версия федерального СМИ «Российская газета». Использование на информационных сайтов видео очевидцев с места события в сочетании с комментарием журналиста, он тоже может быть очевидцем — полноценная тема для отдельного исследования.

Итак, порталы «Моё» и «Абирег». Первое СМИ  возникло на базе газеты «Моё». Второе СМИ появилось в интернете и никогда не имело печатной версии. Мы исследуем видеоразделы каждого из порталов. По указанной в первой строке статьи причине исследование представляется нам актуальным. Полученный в ходе работы  материал служит иллюстрацией того тезиса. Наш текст носит обзорно-аналитический характер. Мы считаем необходимым ввести в научный оборот новые сведения.

Охарактеризуем каждое из СМИ. Самым рейтинговым изданием в области на протяжении долгого времени остается еженедельная информационно-развлекательная газета «Моё!» (ЗАО «Издательский дом «Свободная пресса»). Издание оперативно освещает текущие события [2:192].  «Агентство Бизнес Информации» это уникальный информационный ресурс для бизнеса, который акцентирует внимание деловых кругов на финансово-экономической деятельности ведущих предприятий и организаций регионов Центрального Черноземья. Информация распространяется через сайт, подписку по электронной почте (более 7 тысяч подписчиков), мониторинговые базы данных [3] .

Что же способны предложить пользователям видеоразделы порталов? Для наглядности мы разберем контент, который появлялся в этих СМИ в марте 2015 года.

В разделе с собственным контентом портала «Моё!» за выбранный нами период опубликовано 8 материалов. Среди них — 6 выпусков передачи «Русский вопрос» и  2 выпуска передачи «Встречи на «Моё! ТВ».

Программу «Русский вопрос» ведет Александр Лапин, писатель, общественный деятель и публицист. Он же глава издательского дома «Свободная пресса». Газета «Моё!» выпускается именно этим медиахолдингом.  Ранее передача на протяжении более чем десяти лет выходила на телеканале «Рен ТВ-Воронеж». Ее хронометраж составляет 10-15 минут. В публицистической программе рассматривается широкий спектр тем. Последние выпуски были посвящены народным промыслам, обычаям и традициям. В них рассказывалось о воронежских коврах и о русской печке. Программу открывает авторское вступление. Далее слово переходит к герою. Героями стали заведующая музеем народного творчества, ремесла и крестьянского быта и заведующая отделом ремесел дома культуры. Съемки проходили в селе Хохол. В рамках программы «Русский вопрос» запущен цикл передач «От первого лица». Съемочная группа побывала в гостях у ветеранов Великой Отечественной войны и записала их воспоминания. Еще два выпуска «Русского вопроса» посвящены литературной деятельности автора программы. Каждая передача собрала от 800 до 2800 просмотров.         Наблюдается интересный парадокс. Несмотря на то, что «Моё!» напоминает желтое издание, на портале представлен контент, который выполняет культурно-просветительскую функцию. Что особенно ценно, так как сектор культуры на воронежских телеканалах представлен слабо.

«Встречи на «Моё! ТВ» представляют собой студийную беседу, которую журналисты ведут с приглашенным гостем — представителем какой-либо организации. Сюжеты носят рекламный характер. Хронометраж программы составляет чуть более получаса. Общее количество просмотров двух выпусков составляет более 6000. Следует внести уточнение, мы обратились к истории программы и выяснили, что героями также становятся общественные деятели. К примеру, руководитель городского управления культуры.

Далее обратимся к «Абирег ТВ». В марте в видеоразделе было опубликовано 4 сюжета. Они имеют короткий хронометраж, который не превышает 3 минут. В двух из них рассказывается о рабочих визитах в Воронежскую область важных лиц — заместителя министра обороны, члена правления одного из банков. Еще один сюжет рассказывает о тематической форуме для местного бизнес-сообщества. Последний сюжет представляет собой обзор экономических новостей региона за определенный период, причем видеоряд состоит из сменяющих друг друга страниц портала, на которых эти конкретные новости и размещены. Количество просмотров неизвестно, так как счетчики не выведены на страницу. Добавим, что предпринимаются попытки разнообразить содержание раздела. В конце третьей декады апреля запущен новый проект — «Актуальный диалог». Он представляет собой десятиминутное интервью на злободневные темы с компетентными собеседниками. Первым гостем программы стал финансовый директор одного из предприятий региона.

Подведем итоги. Для региональных «непрофильных» СМИ производство собственного телевизионного контента пока что «камерный» процесс. Задействовано небольшое количество журналистов. Предлагается скудное разнообразие жанров и форм. Невелики технические возможности. Откровенно мал общий хронометраж. Вместе с тем процесс запущен, и о нем нельзя не говорить. Появятся ли при СМИ, основное направление которых — производство текстового контента, полноценные телевизионные отделы, и будет ли увеличиваться количество и качество производимого аудиовизуального контента  — вопросы будущего.

Литература:

  1. Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция в СМИ / Е.Л.Вартанова. - М.: Аспект-Пресс, 1999. С 12
  2. Доклад «Воронежский пульс. Культурная среда и културная политика» - Воронеж, 2013, с. 192
  3. Сайт http://abireg.ru